Следует отметить, что при всех своих достоинствах опросник А.Е Личко школьными психологами используется очень редко, в основном - из-за сложности и необходимости больших временных затрат (от 1 до 1,5 часа на одного человека). Кроме того ПДО весьма трудно применять в групповом варианте.
Школьному психологу нужен более портативный тест, легко применяемый в групповой диагностике. С этой целью и была предпринята попытка модификации ПДО.
Во-первых, в текст опросника включены только диагностические вопросы, что позволило резко уменьшить его объем (с 351 до 143 вопросов), и, сохранив распространенную в среде школьных психологов типологию акцентуаций, разработанную А.Е.Личко, сделать процедуру использования опросника близкой к таким удобным методикам, как опросники Леонгарда, Лихтена-Шмишека и др.
Во-вторых, диагностически значимыми считаются только ответы "Да", что позволяет провести обследование в один прием (а не в два, как в ПДО, где после выбора "Да" испытуемый должен, выбрав нетипичные для него утверждеия, обозначить их индексом "Нет").
В-третьих, важным преимуществом МПДО является то, что значительная доля обработки результатов теста проводится самими испытуемыми: Подсчет баллов на бланке ответов выделение шкал с наибольшей суммой баллов. Процедура обследования упрощена настолько, что учащиеся 9 - 11 классов, опираясь на руководство к тесту, могут осуществить самотестирование в ходе индивидуальной консультации в кабинете психолога. Понятно, что на обязанности тесту, могут осуществить самотестирование в ходе индивидуальной консультации в кабинете психолога. Понятно, что на обязанности психолога останется разъяснение полученных результатов, беседа по этим результатам, то есть собственно психологическое консультирование. В среднем время обследования одного человека составляет 30 - 35 минут. Тест удобен и в групповом варианте.
В-четвертых, модификация коснулась и содержания опросника. Так, некоторые вопросы получены путем анализа большого количества проекций акцентуированных подростков с помощью методики незаконченных предложений. Например, очень распространена среди интровертированных подростков проекция: "Я часто боюсь, что в будущем останусь одиноким". Этот и целый ряд других утверждений не входят в названные выше опросники.
Содержательная валидность МПДО проверялась двумя способами: во-первых, по корреляции диагнозов, полученных по МПДО, с диагнозами, полученными по ПДО. Совпадения в ответах по всем типам акцентуаций в совокупности составили 76%.
Во-вторых, проверялась корреляция полученных по МПДО диагнозов с экспертными оценками классных руководителей. Были отобраны педагоги, имевшие опыт работы с данным классом не менее трех лет и ответственно относящиеся к своим обязанностям. Эксперты соответствующим образом готовились, в частности, получили теоретическую подготовку по феноменологии акцентуаций характера на лекциях и семинарах, которые проводились автором.
Эксперты получали диагностический лист на учащихся своего класса, на котором по вертикали слева располагались наименования типов и краткое описание их ведущих черт, а по горизонтали вверху располагался список учеников класса. Задача эксперта заключалась в следующем - необходимо было оценить в десятибалльной шкале проявление у каждого ученика класса того или иного симптомокомплекса.
Совпадение диагнозов, полученных по МПДО, с диагнозами, выставленными экспертами на основании "школьной клиники", составило 87%.
Если учесть, что по данным А.ЕЛичко (5; 7), совпадение диагнозов по ПДО с экспертными оценками в отношении некоторых типов (шизоидный, возбудимый, психастенический) составляет немногим более 70%, то указанный показатель можно считать удовлетворительным.
Следует отметить особую затруднительность идентификации (как по опросникам, так и с помощью экспертных оценок) циклоидного, астено-невротического и сенситивного типов. С помощью дополницельных данных, полученных путем наблюдений за поведением учащихся, индивидуальных бесед с подростками и их родителями, применением таких методик, как диагностика обобщенных установок, опросник Айзенка, ЧХТ и др., были выявлены довольно частые случаи "маскировки" указанных типов. Например, циклоидный и астено-невротический типы часто маскируются под лабильный. Сензитивный тип вообще редко встречается в подростковом возрасте, хотя иногда проявляется практически в чистом виде уже в 5 классе.
Надежность опросника проверялась методом повторного тестирования через две недели. Подтвердилось 94% диагнозов.
Устройство МПДО
Опросник включает 143 утверждения, составляющих 10 диагностических и одну контрольную шкалу (шкалу лжи). В каждой шкале по 13 утверждений. Утверждения в тексте вопросника предъявляются в случайном порядке. Диагностируются гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, тревожно-педантический, интровертированный, возбудимый, демонстративный и неустойчивый типы.
Порядок заполнения опросника и подсчета баллов изложен в Инструкции для обследуемых.
На основании собранного материала, отдельно по каждому типу акцентуаций, определено минимальное диагностическое число (МДЧ), представляющее собой нижнюю границу доверительного интервала (6; 24), которая рассчитывается по формуле:
МДЧ=М-Rn*W
где
М - средний по выборке балл данного типа акцентуаций;
Rn-табличный коэффициент;
W- размах данных.
Минимальные диагностические числа (МДЧ):
Гипертимный тип - 10;
Циклоидный тип - 8;
Лабильный тип - 9;
Астено-невротический тип - 8;
Сенситивный тип - 8;
Тревожно-педантический гип - 9;
Интровертированный тип - 9;
Возбудимый тип - 9;
Демонстративный тип - 9;
Неустойчивый тип - 10;
Контрольная шкала - 4.
Контрольная шкала интерпретируется подобно такой же шкале в детском варианте опросника Айзенка. Показатель в 4 балла рассматривается уже как критический. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о тенденции обследуемых давать "хорошие" ответы. Высокие баллы по шкале лжи могут служить также дополнительным свидетельством демонстративности в поведении обследуемого. Поэтому при получении по контрольной шкале более 4 баллов следует прибавить к шкале демонстративности 1 балл. Если же показатель по шкале лживости превышает 7 баллов, то к шкале демонстративности прибавляются 2 балла. Однако если несмотря на это, демонстративный тип не диагностируется, то результаты тестирования следует признать недостоверными.
Правила идентификации типов:
1. Если МДЧ достигнуто или превышено только по одному типу, то диагностируется этот тип.
2 Если МДЧ превышено по нескольким типам, то диагностируется:
а) в случае ниже перечисленных сочетаний - смешанный тип:
Г , Ц Г , Д Г , Л
Ц , Л
Л , А Л , С Л , Д Л , Н
А , С А , Т А , Д
С , Т С , И
Т , И
И , В И , Д И , Н
В, Д В , Н
Д , Н
Другие сочетания, полученные по МПДО, должны быть признаны несочетаемыми (что доказано клиническими наблюдениями). Например, гипертимный и интровертироваиный тип, сенситивный и возбудимый, и т.д.
б) Если по какому-либо типу набрано баллов на 4 больше, чем по другим типам, то последние не диагностируются, даже если сочетание совместимо.
в) В "случае несовместимых сочетаний диагностируется тот тип, в пользу которого набрано больше баллов.
г) Если в отношении двух несовместимых типов имеется одинаковое количество баллов, то для исключения одного из них необходимо руководствоваться следующими правилами доминирования (сохраняется тип, указанный после знака равенства):
Г +Л = Г А + И = И Ц + А = А С + В = В
Г + А = А А + В = В Ц+ С = С С + Д = Д
Г + С = Г А + Н = Н Ц + Т = Т С + Н = Н
Г + Т = Т Ц + И = И
Г + Ш = И Т + В = В Ц + В = В Л + Т = Т
Г + В = Г Т + Д = Д Ц +Д = Д Л + И = И
Т + Н = Н Ц + Н = Н Л + В = В
3. Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении нескольких типов и по правилу 2 их не удается сократить до двух, то тогда отбираются два типа с наибольшим числом баллов, после чего руководствуются правилом 2.
4. Если по контрольной шкале получено более 4 баллов, то, как уже отмечалось, к шкале демонстративности прибавляется 1 балл, если больше 7 - прибавляется соответственно 2 балла. Однако, если после этого демонстративный тип не диагностируется, результаты обследования признаются недостоверными и в отношении данного подростка его надо повторить.
Достижение или превышение МДЧ по тому или иному типу плюс представленные выше правила идентификации типов гарантируются точность диагностики не менее Р > 0,95.
Инструкция для обследуемых по МПДО
Каждый из вас хочет знать особенности своего характера, по крайней мере, его наиболее яркие, выпуклые черты. Знание своего характера позволяет управлять собой: лучше взаимодействовать с людьми, ориентироваться на определенный круг профессий и т.д. Ведь характер - это основа личности.
Данный тест поможет вам определить тип вашего характера, его особенности.
Вам предложены Лист вопросов и Лист ответов. Прочитав в Листе ответов каждый вопрос-утверждение, решите: типично, характерно это для вас или нет. Если да, то тогда обведите кружком номер этого вопроса на Листе ответов, если нет, то просто пропустите этот номер.
Чем точнее и искреннее будут ваши выборы - тем лучше вы узнаете свой характер.
После того как Лист ответов будет заполнен, подсчитайте сумму набранных вами баллов по каждой строке (один номер, взятый в кружок, - это один балл). Проставьте эти суммы в конце каждой строки.
Тест МПДО (по Личко)
Инструкция: Вам предложен ряд утверждений. Прочитав внимательно каждое утверждение, решите: типично, характерно это для вас или нет. Если да, то отметьте номер этого утверждения на бланке ответов, если нет, просто пропустите этот номер. Чем точнее и искреннее будут ваши выборы, тем лучше вы узнаете ваш характер.
1.В детстве я был весёлым и неугомонным.
2.В младших классах я любил школу, а затем она начала меня тяготить.
3.В детстве я был таким же, как и сейчас : меня легко было огорчить, но и легко успокоить, развеселить
4.У меня часто бывает плохое самочувствие.
5.В детстве я был обидчивым и чувствительным.
6.Я часто опасаюсь, что с моей мамой может что-то случиться.
7.Моё настроение улучшается, когда меня оставляют одного.
8.В детстве я был капризным и раздражительным.
9.В детстве я любил беседовать и играть со взрослыми.
10.Считаю, что самое важное - несмотря ни на что как можно лучше провести сегодняшний день.
11.Я всегда сдерживаю свои обещания, даже если это мне не выгодно.
12.Как правило, у меня хорошее настроение.
13.Недели хорошего самочувствия сменяются у меня неделями, когда и самочувствие, и настроение у меня плохие.
14.Я легко перехожу от радости к грусти и наоборот.
15.Я часто испытываю вялость, недомогание.
16.К спиртному я испытываю отвращение.
17.Избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и головной боли.
18.Мои родители не понимают меня и иногда кажутся мне чужими.
19.Я отношусь настороженно к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла с их стороны.
20.Я не вижу у себя больших недостатков.
21.От нотаций мне хочется убежать подальше, но если не получается, молча слушаю, думая о другом.
22.Все мои привычки хороши и желательны.
23.Моё настроение не меняется от незначительных причин.
24.Я часто просыпаюсь с мыслью о том, что сегодня предстоит сделать.
25.Я очень люблю своих родителей, привязан к ним, но, бывает, сильно обижаюсь и даже ссорюсь.
26.Периодами я чувствую себя бодрым, периодами - разбитым.
27.Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях.
28.Моё отношение к будущему часто меняется: то я строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным.
29.Я люблю заниматься чем-нибудь интересным в одиночестве.
30.Почти не бывает, чтобы незнакомый человек сразу внушил мне симпатию.
31.Люблю одежду модную и необычную, которая привлекает взоры.
32.Больше всего люблю сытно поесть и хорошо отдохнуть.
33.Я очень уравновешен, никогда не раздражаюсь и ни на кого не злюсь.
34.Я легко схожусь с людьми в любой обстановке.
35.Я плохо переношу голод - быстро слабею.
36. Одиночество я переношу легко, если оно не связано с неприятностями.
37.У меня часто бывает плохой, беспокойный сон.
38.Моя застенчивость мешает мне подружиться с теми, с кем мне хотелось бы.
39.Я часто тревожусь по поводу различных неприятностей, которые могут произойти в будущем, хотя повода для этого нет.
40.Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не прошу помощи.
41.Сильно переживаю замечания и отметки, которые меня не удовлетворяют.
42.Чаще всего я свободно чувствую себя с новыми, незнакомыми сверстниками, в новом классе, лагере труда и отдыха.
43.Как правило, я не готовлю уроки.
44.Я всегда говорю взрослым только правду.
45.Приключения и риск меня привлекают.
46.К знакомым людям я быстро привыкаю, незнакомые могут меня раздражать.
47.Моё настроение прямо зависит от моих школьных и домашних дел.
48.Я часто устаю к концу дня, причём так, что кажется - совсем не осталось сил.
49.Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым.
50.Я много раз проверяю, нет ли ошибок в моей работе.
51. У моих приятелей бывает ошибочное мнение, будто бы я не хочу с ними дружить.
52.Бывают иногда дни, когда я без причины на всех сержусь.
53 Я могу сказать о себе, что у меня хорошее воображение.
54.Если учитель не контролирует меня на уроке, я почти всегда занимаюсь чем-нибудь посторонним.
55.Мои родители никогда не раздражают меня своим поведением.
56.Я могу легко организовать ребят для работы, игр, развлечений.
57.Я могу идти впереди других в рассуждениях, но не в действиях.
58.Бывает, что я сильно радуюсь, а потом сильно огорчаюсь.
59.Иногда я делаюсь капризным и раздражительным, а вскоре жалею об этом.
60.Я чрезмерно обидчив и чувствителен.
61.Я люблю быть первым там, где меня любят, бороться за первенство я не люблю.
62.Я почти не бываю полностью откровенным, как с приятелями, так и с родными.
63.Рассердившись, я могу начать кричать, размахивать руками, а иногда и драться.
64.Мне часто кажется, что при желании я мог бы стать актёром.
65.Мне кажется, что тревожиться о будущем бесполезно - всё само собой образуется.
66.Я всегда справедлив в отношениях с учителями, родителями, друзьями.
67.Я убеждён, что в будущем исполнятся все мои планы и желания.
68.Иногда бывают такие дни, что жизнь мне кажется тяжелей, чем на самом деле.
69.Довольно часто моё настроение отражается в моих поступках.
70.Мне кажется, что у меня много недостатков и слабостей.
71.Мне бывает тяжело, когда я вспоминаю о своих маленьких ошибках.
72.Часто всякие размышления мешают мне довести начатое дело до конца.
73.Я могу выслушать критику и возражения, но стараюсь всё равно всё сделать по-своему.
74.Иногда я могу так разозлиться на обидчика, что мне трудно удержаться, чтобы тут же не побить его.
75.Я практически никогда не испытываю чувства стыда или застенчивости.
76.Не испытываю стремления к занятиям спортом или физкультурой.
77.Я никогда не говорю о других дурно.
78.Люблю всякие приключения, охотно иду на риск.
79.Иногда моё настроение зависит от погоды.
80.Новое для меня приятно, если обещает для меня что-то хорошее.
81.Жизнь кажется мне очень тяжёлой.
82.Я часто испытываю робость перед учителями и школьным начальством.
83.Закончив работу, я долго волнуюсь по поводу того, что мог сделать что-то неверно
84.Мне кажется, что другие меня не понимают.
85.Я часто огорчаюсь из-за того, что, рассердившись, наговорил лишнего.
86.Я всегда сумею найти выход из любой ситуации.
87.Люблю вместо школьных занятий сходить в кино или просто прогулять уроки.
88.Я никогда не брал в доме ничего без спроса.
89.При неудаче ч могу посмеяться над собой.
90.У меня бывают периоды подъёма, увлечений, энтузиазма, а потом может наступить спад, апатия ко всему.
91.Если мне что-то не удаётся, я могу отчаяться и потерять надежду.
92.Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и грубые по форме, даже если они касаются мелочей.
93.Иногда я могу расплакаться, если читаю грустную книгу или смотрю грустный фильм.
94.Я часто сомневаюсь в правильности своих поступков и решений.
95.Часто у меня возникает чувство, что я оказался ненужным, посторонним.
96.Столкнувшись с несправедливостью, я возмущаюсь и сразу же выступаю против неё.
97.Мне нравится быть в центре внимания, например, рассказывать ребятам разные забавные истории.
98.Считаю, что лучшее времяпрепровождения - это когда ничего не делаешь, просто отдыхаешь.
99.Я никогда не опаздываю в школу или ещё куда-нибудь.
100.Мне неприятно оставаться долго на одном месте.
101.Иногда я так расстраиваюсь из-за ссоры с учителем или сверстниками, что не могу пойти в школу.
102.Я не умею командовать над другими.
103.Иногда мне кажется, что я тяжело и опасно болен.
104.Не люблю всякие опасные и рискованные приключения.
105.У меня часто возникает желание перепроверить работу, которую я только что выполнил.
106.Я боюсь, что в будущем могу остаться одиноким.
107.Я охотно выслушиваю наставления, касающиеся моего здоровья.
108.Я всегда высказываю своё мнение, если что-то обсуждается в классе.
109.Считаю, что никогда не надо отрываться от коллектива.
110.Вопросы, связанные с полом и любовью, меня совершенно не интересуют.
111.Всегда считал, что для интересного, заманчивого дела все правила можно обойти
112.Мне иногда бывают неприятны праздники.
113.Жизнь научила меня быть не слишком откровенным даже с друзьями.
114.Я ем мало, иногда подолгу вообще ничего не ем.
115.Я очень люблю наслаждаться красотой природы.
116.Уходя из дому, ложась спать, я всегда проверяю: выключен ли газ, электро-
приборы, заперта ли дверь.
117.Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам, интересам.
118.Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.
119.Если я кого-то не уважаю, мне удаётся вести себя так, что он этого не замечает.
120.Лучше всего проводить время в разнообразных развлечениях.
121.Мне нравятся все школьные предметы.
122.Я часто бываю вожаком в играх.
123.Я легко переношу боль и физические страдания.
124.Я всегда стараюсь сдерживаться, когда меня критикуют или когда мне возражают.
125.Я слишком мнителен, беспокоюсь обо всём, особенно часто - о своём здоровье.
126.Я редко бываю беззаботно весёлым.
127.Я часто загадываю себе различные приметы, и стараюсь строго следовать им, чтобы всё было хорошо.
128.Я не стремлюсь участвовать в жизни школы и класса.
129.Иногда я совершаю быстрые, необдуманные поступки, о которых потом сожалею.
130.Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать деньги будет трудно.
131.Учёба меня тяготит, и если бы меня не заставляли, я вообще бы не учился.
132.У меня никогда не было таких мыслей, которые нужно было бы скрывать от других.
133.У меня часто бывает настолько хорошее настроение, что у меня спрашивают, отчего я такой весёлый.
134.Иногда у меня настроение бывает настолько плохим, что я начинаю думать о смерти.
135.Малейшие неприятности слишком огорчают меня.
136.Я быстро устаю на уроках и становлюсь рассеянным.
137.Иногда я поражаюсь грубости и невоспитанности ребят.
138.Учителя считают меня аккуратным и старательным.
139.Часто мне приятней поразмышлять наедине, чем проводить время в шумной компании.
140.Мне нравится, когда мне подчиняются.
141.Я мог бы учиться значительно лучше, но наши учителя и школа не способствуют этому.
142.Не люблю заниматься делом, требующим усилий и терпения.
143.Я никогда никому не желал плохого.
Лист ответов теста МПДО (по Личко)
Тип Номер утверждения МДЧ ∑
Г 1 12 23 34 45 56 67 78 89 100 111 122 133 10
Ц 2 13 24 35 46 57 68 79 90 101 112 123 134 8
Л 3 14 25 36 47 58 69 80 91 102 113 124 135 9
А 4 15 26 37 48 59 70 81 92 103 114 125 136 8
С 5 16 27 38 49 60 71 82 93 104 115 126 137 8
Т 6 17 28 39 50 61 72 83 94 105 116 127 138 9
И 7 18 29 40 51 62 73 84 95 106 117 128 139 9
В 8 19 30 41 52 63 74 85 96 107 118 129 140 9
Д 9 20 31 42 53 64 75 86 97 108 119 130 141 9
Н 10 21 32 43 54 65 76 87 98 109 120 131 142 10
К 11 22 33 44 55 66 77 88 99 110 121 132 143 4
Hello, it's me.
ОтветитьУдалить