суббота, 10 июля 2010 г.

Наркология. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости (часть 1

Н.В. Подхватилин
Об авторе
Николай Васильевич Подхватилин - практикующий психолог, тренер центра "Катарсис" (http://www.katarsis.ru), преподаватель кафедры практической психологии Государственной Академии Инноваций, преподаватель УРАО, руководитель программы подготовки практических психологов при детской клинической больнице. Работает в техниках НЛП и эриксоновского гипноза, мастер НЛП международной категории. Имеет богатый опыт работы с детьми и взрослыми, перенесшими травмирующие события.
Автор предлагает модель работы с подростками, потенциально расположенными к употреблению наркотиков. Предлагаемые техники напрямую не касаются темы наркотиков, но помогают реализовать неосознаваемые потребности подростков, которые могут подтолкнуть их к соблазну.
Введение.
О личности можно говорить, подразумевая конкретного человека, т.е. как он воспринимается окружающими и как воспринимает самого себя. Личностные качества зависят от врожденных задатков и особенностей формирования человека в детском возрасте (по 3. Фрейду и Ж. Пиаже, фундамент личности закладывается до 1,5-2 лет). С годами личность претерпевает изменения, специфические для каждого из возрастных периодов.
Термин "формирование личности" означает воспитание, т.е. целенаправленное, волевое воздействие с целью выработки необходимых человеческих качеств. Если отбросить ханжество, то воспитание - это своеобразное насилие над личностью, это действия взрослых, которые заставляют ребенка делать вещи, которые ему делать не хочется. Однако не все зависит от воспитания.
Ребенок - это, прежде всего, биологическое существо, мозг которого развивается до 15 лет. В разные периоды жизни развиваются те или иные структуры мозга, отвечающие за различные психические функции. Это, естественно, отражается и на поведении ребенка, причем его личность развивается неравномерно и по-разному в различные периоды взросления.
Наш мозг развивается неравномерно. В его развитии есть кризисные моменты, когда заканчивается формирование одних отделов мозга и начинается более бурное развитие других. Это происходит примерно в год, три, семь, четырнадцать лет. Между кризисами у человека меняется характер и способ восприятия действительности - в зависимости от развития тех или иных отделов мозга.
Например, с года до трех лет ребенку интереснее всего наблюдать за тем, как общаются мама с папой. Ведущая "психическая функция" этого возраста - усвоение ролевого взаимодействия. И если ребенка в это время заставить учить английский язык, то он по-английски, конечно, заговорит, но впоследствии у него появятся очень большие проблемы при общении с людьми противоположного пола. Жизнь не обманешь...
С трех до семи-восьми лет ребенок учится взаимодействовать с миром предметов: исследует растения, бабочек, игрушки, что связано с развитием соответствующих отделов мозга. Ребенку следует в этом возрасте играть, а не изучать математику. Человек должен пройти все естественные стадии психического развития: наиграться всласть, подраться со сверстниками в подростковом возрасте.
Поэтому когда говорят о школах раннего личностного развития, где малыши учат интегралы чуть ли не с пеленок, то это свидетельствует о психологической безграмотности устроителей таких школ. Личность может формироваться только после того, как сформирован мозг. А его развитие завершается к 15-16 годам, с созреванием лобных долей. Их функция - контроль. Ребенок становится личностью, когда он научается контролировать себя, т.е. отвечать за себя.
Личностные особенности подростка.
Далее речь будет идти о старшем подростковом возрасте (14-17 лет). Иногда его называют "возрастом принятия решений".
Судьба человека во многом зависит от того, что он думал, чувствовал, делал именно в этом возрасте. Переход из школы во взрослую жизнь - один из ключевых моментов судьбы, поэтому именно этому периоду родители и учителя должны уделять особенно пристальное внимание.
Насколько готовы старшеклассники к ожидающей их "социализации", к вхождению в мир взрослых? Готовы ли подростки самостоятельно принимать решения, достаточно ли у них навыков, знаний и желания стать хозяевами собственной жизни, самим строить свою судьбу? В поисках ответов на эти вопросы было проведено анонимное анкетирование школьников в Москве и Московской области. В опросе участвовали ученики выпускных и старших классов. Результаты этого анкетирования дают богатую пишу для размышлений и прогнозов.
Познакомимся с некоторыми ответами школьников и прокомментируем их.
Итак, вот часть ответов подростков на вопрос "Что вы знаете о жизни?".
- Я о жизни не знаю практически ничего.
- Я знаю, что жизнь очень короткая, сложная и непонятная, но прекрасная.
- Трудная штука, но интересная. Она мне нравится (пока).
- Я знаю, что жизнь очень трудна, сложна, к ней надо приспосабливаться. Чтобы выжить, надо крутиться.
- Жизнь - очень трудная вещь. В настоящую жизнь человек вступает после школы. У человека всегда лишь одна жизнь.
- Конечна. Периодична. Существование белковых тел.
- Жизнь - штука сложная. Реальная жизнь заедает. Жизнь есть анализ умом окружающей среды.
- Трудная или легкая - кому как повезет. Она - непредсказуема. Жизнь - любовь (это самое главное).
- Это испытание человека на выживание. Жизнь - это наука, которую мы изучаем перед тем, как попасть в мир иной, более сложный. Жизнь - это расплата за что-то.
- Ненависть, обман, месть.
- Жизнь очень тяжелая. Иногда жить не хочется. В жизни хорошее - лишь верная любовь.
- Это трудная вещь, но это дар сверху.
- Знаю, что в жизни нужны друзья, которым можно довериться.
- Я знаю о жизни то, что она не имеет границ, что люди в этой жизни существа временные и непонятные.
- Я знаю, что человек - больше, чем нечто органическое, человек должен стремиться к совершенству, стремиться познать мир.
- Трудная, с крупными поворотами и сюрпризами.
- Я знаю о жизни мало: впереди неизвестность, жить надо сегодняшним днем.
- Жизнь довольно трудна, и для того, чтобы выжить, надо иметь огромную силу воли и разум. Я знаю, что иногда она прекрасна, как награда за человеческое старание сделать из своей жизни рай.
- Жизнь - прекрасная штука. Она подчас трудна, иногда интересна и загадочна.
- Я знаю о жизни не очень-то и многое: трудная, непонятная.
- Я знаю, что жить тяжело. Жить надо, раз жизнь тебе дана. У меня нет уверенности, я не знаю, как хорошо сложить свою судьбу.
- Жизнь нередко обижает. Жизнь - это взаимоотношения между людьми.
- Я знаю о жизни: мир после школы отличается от нынешнего. Все относительно.

Рассмотрим несколько диаграмм, построенных автором на основе анализа ответов школьников. Одну группу ответов озаглавим словом "Интерес".
20 процентов учащихся продемонстрировали свой интерес к предстоящей им взрослой жизни, они к ней готовятся и стремятся, она их не пугает.
5 процентов подростков оценивают свои перспективы очень трезво и рационально, без лишних эмоций. Эту группу обозначим словом "Рацио".
А вот что касается остальных, участвовавших в анкетировании школьников, то тут аналитические выводы озадачивают... Впрочем, судите сами.
25 процентов не хотят задумываться над грядущим. Их ответы назовем словом "Уход".
20 процентов смотрят в будущее с некоторой долей тревожности, с опаской, обозначим их словом "Настороженность".
И, наконец, 23 процента фаталистов. Они заранее настроены на неблагоприятные последствия в дальнейшей жизни. Их ответы на диаграммах озаглавлены словом "Плохо".
В целом же 68 процентов подростков ("Уход", "Настороженность" и "Плохо") могут представить среду, в которой скрыты потенциальные наркоманы и алкоголики. Это не значит, что все они непременно начнут пить и колоться, но для них шаг во взрослую жизнь может оказаться шагом в бездну; это "группа риска" - почти две трети старшеклассников, о чем стоит призадуматься.
С помощью другого вопроса: "Чего вы не знаете о жизни?" - мы выясняли направление познавательных интересов школьников. Вот некоторые их ответы. - Не знаю очень многого. Мало опыта.
- Я не знаю, как началась жизнь, как она закончится. И вообще я очень мало знаю о ней.
- Я не знаю очень многого и еще не знаю, сколько в жизни есть трудностей, и как долго они будут встречаться.
- Почему она существует? Я не знаю, зачем дана мне жизнь. Что это? Зачем? Я ничего о жизни не знаю, но жизнь нам будет даваться до тех пор, пока мы не познаем истину.
- Свобода - что это? Много чего. Например, одиночества.
- Я не знаю о взаимоотношениях в жизни между людьми.
- Как мир создан? Как мир устроен? Что происходит после смерти?
- Как все-таки произошла жизнь на Земле?
- Люди не знают ничего ни о чем, они лишь только думают, что знают, но на самом деле - нет.
- Не знаю, как добиться того, чего хочешь.
- Я ничего не знаю о процессе выживания в экономической жизни.
- Многих ощущений, психологию людей.
- Не знаю о жизни во всей Вселенной.
- Я многого не знаю о людях, а хотелось бы разбираться в них, в их психологии. Порой я не могу понять их поведение.
Диаграмма (рис. 2) отражает три основные сферы интересов подростков:

психология (взаимоотношения, философия, религия) - 51 процент;
социализация (житейский опыт, навыки выживания) - 42 процента;
экономика (заработки, престижная работа, выгода) - 7 процентов.
Открытый, простой вопрос "Чего вы не знаете о жизни?" дает свободу выбора темы ответа. Что же выбирает подросток? Он не знает, как заработать побольше денег? Что такое одиночество? Оказалось, большинство ребят интересует, зачем жизнь дана человеку и в чем ее смысл.
Более половины ответов ребят - 51 процент - так или иначе, связаны с психологией, взаимоотношениями людей, философией, религией. Насколько я понимаю, это те подростки, которые пишут, что не знают, "как устроен мир, что происходит после смерти", не знают "о людях, а хотелось бы разбираться в них", которых волнует, "что такое свобода".
42 процента опрошенных озабочены "социализацией" - они говорят о нехватке житейского опыта, навыков выживания. 7 процентов ребят интересуются экономикой. Видимо, это те, кто ничего не знает "о процессе выживания в экономической жизни", кого волнуют заработки, будущая работа и др.
Ответы школьников дают общее представление об их жизненной ориентации. В них чаще встречаются сетования "трудно", "тяжело", "непонятно", чем утверждения "интересно", "любопытно", "привлекательно".
Естественно, такое отношение к жизни не вызывает интереса к ней. Многие не горят желанием познать жизнь, самим разобраться и действовать в ней в роли полновластных хозяев судьбы. Из ответов школьников можно сделать совершенно определенный вывод: их настораживает вступление во взрослую жизнь. Обычно пугает то, чего человек не знает, а старшеклассники не знают, чего они хотят, не знают себя. Поэтому многие из них хотят знать психологию человека.
Проявления личностной нестабильности в поведении.
Подростковый период развития ребенка - последняя возможность повлиять на формирование его личности, характера. Так что интерес в этом возрасте к психологии, философии, религии не случаен - он связан с формированием лобных долей мозга, с возникшей потребностью подростка контролировать себя.
А чтобы контролировать себя, надо знать себя - кто я? Вот почему подросткам так важно понять, кто они в этом мире. Однако поиск такого понимания часто приводит к тому, что они становятся легкой добычей для разнообразных религиозных и псевдопсихологических сект. Там обычно под разными соусами дают надежду на получение знаний, которые ищет подросток, которых не дала ему ни семья, ни школа. Это подтверждают и результаты упомянутого анкетирования.
Родителям важно знать об "опасности" желания ребенка познавать философию, психологию, религию. Поэтому лучше в школе, семье познакомить подростка с различными религиями мира. Желательно почаще приглашать в гости его друзей, поощрять домашние диспуты на философские и психологические темы, пока ребенок не начал обсуждать эти вопросы в какой-нибудь секте. Во дворе, в компании сверстников, он вряд ли об этом будет говорить - начнут подтрунивать; но все, что касается мироздания, Бога, бытия, интересует старших школьников, что и подтверждает анкетирование. Ребята должны получить эти знания до того, как возникнет ситуация, где с помощью призрачных наркотических иллюзий им предложат ответы на все вопросы.
Есть в проблеме самопознания еще один интересный момент. Все познается в сравнении. Чтобы понять себя, подросток должен себя с кем-то сравнивать. И тут возникает парадокс, который мамы и папы никак не могут понять: почему их ребенок берет пример с малознакомых людей, а не с них - умных родителей?! Ответ простой: родители - старые и большие. И ребенок, естественно, идентифицирует себя не с ними, а со сверстниками. С ними он и хочет себя сравнивать. Он полагает, что родители не дают ему самовыразиться, насильно сдерживая в оковах своего "стариковского" воспитания. Отсюда агрессивное сопротивление родительским советам.
При этом ребенок идентифицирует себя не только со сверстниками, но и с окружающим миром.
Подросток - маленький философ. Он хочет познать не только себя, но и свое место в среде обитания, он эмпирически исследует жизнь - "трогает" одно, потом другое. Это - колется, то - жжется, и он заново открывает для себя мир человеческих отношений... Любое "асоциальное" (с точки зрения взрослых) поведение сам подросток рассматривает скорее как исследовательское.
Развитие в 11 - 17 лет идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.
Анна Фрейд так описала эту подростковую особенность: "Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения - лишь для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали.
С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом".
В этот период школьники начинают вести дневники, составляют программы саморазвития, самовоспитания. Они стремятся к "взрослым" типам проведения времени.
Ребенок впитывает образцы и эталоны "взрослости" и подравнивает их под себя. Ему хочется, чтобы окружающие относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому человеку. Не встречая такого отношения к себе, подросток в наших глазах становится ... трудновоспитуемым, грубым.
Иногда, стремясь к самостоятельности, он буквально отталкивает от себя людей, завоевывая себе "место под солнцем". А поскольку рядом обычно оказываются близкие люди, то подросток начинает именно с них, не осознавая, почему он это делает. Он яростно пытается оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых, хочет жить чем-то своим.
Когда у ребенка наступает подростковый возраст, мудрые родители запасаются терпением. Подмечая, что подростку хочется самостоятельности, они стараются доверять ему какие-то важные дела и разговаривать с ним как бы на равных.
"Как бы на равных" - это не значит давать ребенку чувствовать, что с ним играют, а на самом деле продолжать держать в узде. Закономерен вопрос: "Какой же тогда выбрать способ общения?" Общаться с детьми действительно "на равных" - большая родительская ошибка. Приведу случай из практики. Однажды женщина привела дочь с сильным неврозом. На расспросы дама отвечала, что у них с дочерью замечательные отношения, нет никаких проблем. Только вот у дочери почему-то щека дергается. Когда попросил женщину выйти из кабинета, ее дочка рассказала, как обстоят дела. Оказалось, что мама перекладывает на дочь свои проблемы. Мама советуется с ней действительно как с взрослой: "Решай, какие нам сюда обои купить?", "А на день рождения нам пригласить этого дядю или того? Как скажешь, так и сделаем". Вот в такой форме девочка привлекалась к решению проблем взрослых, и она постоянно напрягалась, опасаясь промахнуться. Очень сложно было объяснить маме, что такой "самостоятельностью" она вредит дочери.
"На равных" - значит распределить обязанности, снять с себя и передать ребенку часть ответственности за него самого. Он должен сам отвечать за какой-то участок своей жизни. А по мере того как дети из подросткового периода переходят в пору юности и взрослеют, опека родителей постепенно уходит из их жизни. Папа с мамой перестают контролировать ребенка и становятся советчиками.
Иногда причины хамского поведения подростка понять не так уж и сложно: "Зачем ты грубишь? Хочешь быть круче всех? А для кого?.." Оказывается, что подросток стремится завоевать "дивиденды" у противоположного пола и поэтому становится "крутым".
Умные родители вместо чтения нотаций сыну о том, что с девочкой надо быть "паинькой", учат его, как, не краснея, разговаривать с ней на свободные темы, как не обидеть ее. Учат говорить "нет" и распознавать тех людей, которые пытаются использовать его для достижения своих целей.
Постоянно приходится слышать о том, что подростки такие сякие: они и агрессивные, и невоспитанные, и старушкам место в автобусе не уступают... Но никто не хочет задуматься, отчего так происходит. В этот период у ребят идет гормональная перестройка в организме, и потому они просто очень быстро устают. Не стоит ругать подростка, который занял в автобусе сидячее место...
В упоминавшуюся анкету были включены и такие вопросы: "Вы всегда пытаетесь объяснить то, что вам непонятно?"; "Как вы поступаете, если не можете что-то объяснить?" Оказалось, что более 80 процентов анкетируемых ребят хотят самостоятельно разбираться в возникающих вопросах, а вот собственные "познавательные стратегии" есть только у 17 процентов опрошенных. Самый обобщенный вывод, который можно сделать из этого исследования, неутешителен: "У выпускников школ нет достаточных навыков и знаний для социального приспособления к условиям реальной жизни, для борьбы с искушением наркотиками. Если же говорить о готовности самим принимать решения, то здесь прослеживается явная тенденция к несамостоятельности".
Психокоррекционный подход.
Все ранее сказанное свидетельствует, что для старшеклассников необходимы специальные занятия, направленные на удовлетворение познавательной потребности и способствующие самоанализу. Для этого желательно применять элементы психотренинга, вырабатывая необходимые навыки. Если этого не делать, то (исходя из результатов опроса) около 68 процентов подростков составят потенциальную группу риска. Те личностные потребности, которые подросток не может реализовать в нормальном состоянии сознания, будут активно искаться в других состояниях и нестандартных социальных группах, т.е. возможно приобщение к наркотикам.
Чтобы этого не случилось, необходима соответствующая профилактика. Она включает в себя:
- диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных веществ (чем больше личностных потребностей не реализовано, тем больше вероятность того, что подросток будет искать нестандартные способы их удовлетворения, т.е. чем больше нерешенных личностных задач - тем больше вероятность приобщения к наркотикам, и наоборот);
- выбор психокоррекционно-образовательного метода, позволяющего подростку естественным способом реализовать себя;
- проведение профилактики на всем протяжении подросткового периода, особенно в неблагополучных районах.
Выбор методов психокоррекционной профилактики наркозависимости.
Как уже отмечалось, подростков интересуют не "застывшие" знания в виде законов и правил, а живое, динамическое, находящееся в пределах досягаемости знание о реальной жизни. Это именно та недостающая составляющая знаний и умений, которая востребуется подростками. По своей сути процессуальная психология предназначена для копирования различных навыков методом переструктурализации внутреннего опыта и управления им. То новое, что можно использовать в преподавании и психокоррекции как методе наркопрофилактики, - это сам подход в подаче психологических знаний. Преподавание следует рассматривать не как насаждение "незыблемых" психологических знаний, а как психотерапевтический процесс в модели процессуальной психологии. Эта модель предполагает отношение к проблемам человека как к недостатку психических навыков разрешить ее. И вся терапия сводится к развитию необходимых навыков путем обучения управлению своими психическими процессами для создания нового поведения.
Таким образом, на синтезе преподавания "психологии личности" в шаблонах процессуальной психологии можно реализовывать предлагаемый адаптационный курс, который поможет разрешить личностные проблемы подростков при вступлении во взрослую жизнь. Основной особенностью этого курса является возможность изменять убеждения и намерения подростков в направлении социально приемлемых форм бытия и развития.
Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости (часть 2)
Н.В. Подхватилин.
Структура убеждений, формирующих личность.
Мозг имеет многоуровневую организацию, как и несколько уровней обработки информации.
С психологической точки зрения можно говорить о пяти основных уровнях.
1. Базовым (поверхностным) является наше внешнее окружение, внешние сдерживающие факторы.
2. Мы взаимодействуем с внешним окружением своим поведением.
3. Наше поведение направляется сформировавшимися в мозге моделью мира и стратегиями действий.
4. Наши способности организуются посредством систем убеждений.
5. Сами убеждения организуются через идентичность "Я - образ".
6. Идентичность, или "Я - образ", осуществляется через осознание своего предназначения в этом мире, через его духовное понимание.
Когда человек испытывает какое-либо затруднение, то следует определить, приходит ли данное затруднение из внешнего мира (1), или причина в том, что конкретный человек не обладает выработанным типом поведения (2), или он не разработал подходящей стратегии действий (3), или у него отсутствует система убеждений (4), или он не самоидентифицировал себя (5), или не имеет особенных мировоззренческих установок, адекватных "Я - образу" (6).
Таким образом, мы можем говорить о градации значимости (важности) рассуждений человека в зависимости от того, на каком логическом уровне он ведет разговор.
Например:
- "Я кое-что слышал о наркотиках" - 1-й уровень;
- "Видел, как принимают наркотики" - 2-й уровень;
- "Знаю, как и зачем потребляют наркотики" - 3-й уровень;
- "Уверен и убежден, что в некоторых ситуациях наркотики помогают в жизни" - 4-й уровень;
- "Наркотики помогают жить. Вон, на Востоке их всю жизнь потребляют - и ничего!" - 5-й уровень;
- "Наркотики изменяют сознание и дают возможность доступа в иные миры, к иным реальностям" - 6-й уровень.
Чем глубже человек рассуждает о каком-либо явлении или поведении, тем большую значимость оно для него имеет, соответственно, он склонен реализовать его. Приведенные в качестве примера уровни рассуждений могут являться и диагностическим средством.
Все это - важные различия, полезные для любого, кто работает в области обучения, общения или совершенствования.
Диагностика уровня предрасположенности к наркозависимости и выбор методов профилактики.

При диагностике предрасположенности к наркотикам важно выяснить уровень рассуждений на эту тему подростка, понять, на каком логическом уровне находятся информация и убеждения (мнение) подростка на этот счет. Диагностика осуществляется в процессе беседы с подростком. Выделяются три группы риска: слабой, умеренной, наиболее вероятной предрасположенности.
К первой группе относятся типы рассуждений о наркотиках, исходящие из первого и второго логических уровней. Например: подросток знает о существовании наркотиков и эмоционально на них реагирует. На этих уровнях у подростка еще не сформировано желание попробовать наркотик, но опасность появления такого желания существует по мере накопления информации о наркотиках.
Ко второй группе относятся суждения подростка о наркотиках с позиции их функционального использования. На этом уровне подросток уже знает, для чего, где, когда и с кем принимаются наркотики. Такие "знания" могут привести подростка к решению "побаловаться" наркотиками, попробовать, что это такое.
Третью группу риска составляют подростки, считающие возможной легализацию наркотиков, поскольку некоторые люди их употребляют. Для них характерны рассуждения типа: "Люди потребляли наркотики, потребляют и будут потреблять, поэтому они имеют право на существование".
Суть профилактики сводится к тому, чтобы выявить степень предрасположенности, а затем понизить уровень вероятности приобщения к наркопотреблению. Если работа проведена качественно, подросток начинает рассуждать о наркотиках на более низком логическом уровне.
Работа с убеждениями предполагает следующее условие: изменение убеждений осуществляется с более высокого логического уровня, чем уровень предрасположенности.
Например: рассуждения о наркотиках как социальном явлении и людях, которые их употребляют, относятся к первому и второму логическим уровням. Следовательно, психологическую коррекцию осуществляют с третьего или четвертого уровня. Поэтому тему обсуждения ведут с позиции необходимых в реальной жизни навыков (логический уровень способностей), обеспечивающих объективное существование человека в этом мире.

Возможная коррекционная беседа может выглядеть так.
Психолог. Ты что-нибудь слышал о проблеме наркомании? Как ты считаешь, что это за явление?
Подросток. Да, вроде знаю. Вон Серега говорит, что в соседнем квартале почти все пацаны "торкаются".
Психолог. Слушай. Просвети насчет "торкаться".
Подросток. Ну, это, в общем, кайф ловить.
Психолог. А зачем, по-твоему, они этим занимаются?
Подросток. А фиг их знает. В нашей компании "дурь" не в почете. Если честно, мы иногда по пиву прохаживаемся, не больше.
Психолог определяет уровень рассуждений на тему наркотиков. В данном случае это 1-й или 2-й уровень. Следовательно, коррекцию начинает с 3-го или 4-го уровня.
Психолог. Слушай, а можно спросить тебя "по-крупному": что ценное в твоей жизни должно быть? Подросток. Не знаю. Хотелось бы друзей. Семью. Все такое...
Психолог. Сам-то при этом каким должен быть: "расслабленным по жизни" или ставить и достигать цели самому? То есть напрягаться?
Подросток. Лучше самому.
Психолог. А сможешь? Вокруг все только и хотят поуправлять желаниями других. Вместе "торкаешься" - друг, нет - изгой компании. Хочешь стремиться к чему-то своему, а тебя норовят обратить в свою веру. Это я к тому, что сложно устоять и оставаться собой. У тебя есть способности "помнить себя"?
Подросток. Это как?
Психолог. При любой просьбе, требовании, обращении со стороны не забывать своих интересов и ценностей. Без хамства. Ну, мол, ребята, я не против вас и уважаю ваши желания. Но и вы мои уважайте. Я никого не обижу, если поступлю по-своему? Такая позиция вызывает уважение и помогает в жизни достигнуть поставленных целей. У тебя есть реальные примеры таких людей? Хотел бы ты быть похожим на них в плане самостоятельности и воли?
Подросток. Я знаю таких людей...
Психолог. Как ты считаешь? Воспоминание о таких людях в те моменты, когда тебя будут стараться втянуть во что-то, будет помогать отстоять свое мнение?
Подросток. Конечно. Это будет ОК!
Психолог. Ну что ж, удачи тебе! Кто-то сказал, что жизнь нельзя писать на черновик в надежде переписать ее заново... Каждым своим решением мы защищаем свое право жить или предаем его.
Такая короткая психокоррекционная беседа поможет подростку воспринимать предложения попробовать наркотик не как сиюминутное баловство, а как действие, посягающее на его личностную стабильность и жизненные интересы. Естественно, это повлияет на его ответные действия.
Тренинг психокоррекционной профилактики наркозависимости.
Наибольший эффект достигается при добровольном участии подростков в этом семинаре. Ведущий (для него обязателен сертификат ЦПП "Катарсис") может использовать различные мотивировки.
Тренинг рассчитан на 10 факультативных занятий продолжительностью два академических часа, частота их проведения не чаще двух раз в неделю. Оптимальный размер группы 8-16 человек.
1-е занятие.
15 минут - знакомство.
Ведущий предлагает каждому участнику на отдельном листе бумаги ответить 10 раз на вопрос: "Кто Я?". Каждый ответ может быть в виде одного слова или словосочетания. После этого каждый участник читает свой список вслух. Это упражнение занимает 15 минут и снимает межличностные напряжения, что способствует созданию рабочей атмосферы.
30 минут - общие вопросы.
Ведущий в течение получаса рассказывает о том, что такое психология. В форме "вопрос - ответ" проводится диспут. Выявляется общее отношение к психологии как к практической науке.
Особое внимание нужно обратить на правила поведения на психологических занятиях: сохранение конфиденциальности, тактичное отношение к мыслям и чувствам другого человека и т.д. Ведущий должен помнить, что подросткам свойственно жестокое отношение к чувствам других.
Участники занятия узнают, что психология - наука, изучающая психику человека. В переводе с греческого психология означает "наука о душе". Так как человеческую душу постигнуть до конца никто не смог, то психология ставит перед собой цель изучать наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер.
1. Историю становления психологической науки и ее развитие можно представить следующим образом: Люди начали задумываться над существованием некого духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена.
2. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, включали в себя факторы, внешние по отношению к индивидууму: "тень", обитающая в теле и покидающая его после смерти человека; боги, которых считали ответственными за все действия людей. Надо сказать, что огромная часть населения и в наше время верит в сверхъестественное начало. Следует отметить, что это далеко не невежественная часть населения, и раз она верует, то для этого есть какие-то неизвестные науке причины.
3. Древнегреческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.
4. Философы Средневековья, не располагая новыми данными, не смогли продвинуть вперед изучение психики. Лишь в XVII веке, благодаря теории Декарта, зарождается современная психология, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением. Однако Декарт все еще полагал, что за действия человека ответственна душа.
5. Научная психология родилась лишь в конце XIX века. Развивались две школы, занимавшие в то время видное место: структуралисты, пытавшиеся описать структуры, лежащие в основе сознания, и функционалисты, изучавшие его адаптивную роль. Однако метод интроспекции, используемый, хотя и по-разному, обеими школами, все еще сильно страдает субъективизмом.
6. В начале XX века бихевиористы заявили, что если психология хочет стать настоящей наукой, то она должна опираться исключительно на поведенческие акты, доступные для объективного наблюдения, и на их связь с теми ситуациями, которые их вызывают. Согласно теории бихевиористов, поведение индивидуума в основном определяется средой и поэтому укладывается в схему S-R (стимул - реакция).
7. Биологический подход, которого придерживаются психофизиологи, ставит своей целью понять, как различные формы поведения связаны с функционированием нервной и гормональной систем.
Когнитивный подход предполагает, что формирующиеся в мозгу человека знания и выводы идут дальше той простой информации, которую мозг получает из внешней среды или уже содержит в себе от рождения. Исходная запрограммированность определенных внутренних структур уже заранее ориентирует ряд перцептивных и когнитивных процессов, тогда как, по мнению конструктивистов, наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного, шаг за шагом, построения интеллекта в результате активных воздействий индивидуума на среду. Когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и переработки информации.
В центре внимания психоаналитического и гуманистического подходов находится развитие личности. Если для психоаналитиков поведение отдельного человека детерминируется прошлым опытом, который был вытеснен в подсознание, то для гуманистического направления оно, напротив, ориентировано на самореализацию в соответствии с потенциальными возможностями каждого из нас.
Социально-психологический подход предполагает в индивидууме лишь общественное существо, находящееся в постоянном взаимодействии с другими, чем и определяется, по большей части, его поведение, независимо от индивидуальных особенностей.
В процессе эволюции появлялось немало определений психологии. В настоящее время ее определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых данных.
15 минут - перерыв.
После перерыва ведущий предлагает участникам лучше узнать себя и выполнить следующую операцию: взять лист бумаги; написать свою фамилию сверху листа; разделить лист на 5 колонок; подписать название колонок: На характер какого животного похож мой собственный? Мои любимые словечки-"паразиты"? Какая моя типичная поза при разговоре сидя? Выслушиваю ли я во время диалога своего собеседника (в %)? Моя манера и поза при разговорах стоя? 15 минут - анкета.
Дать свой листок для заполнения трем участникам группы (желательно друзьям); каждый из них заполнит по пять колонок (автор анкеты не должен видеть, что пишут о нем его друзья).
Через четверть часа листки возвращаются к их владельцам, которые заполняют эти же пять колонок, но уже со своей точки зрения. Таким образом, общее количество людей, принимающих участие в заполнении анкеты, будет равно четырем (вместе с хозяином листка).
5 минут - объяснение.
Следующие 5 минут ведущий объясняет участникам, что такое "резюме" (краткое формулирование выводов имеющейся информации). Участникам предлагается написать резюме о соответствии самовосприятия с восприятием других людей и попытаться объяснить причину сходства и различия.
25 минут - обсуждение.
Написание резюме и обсуждение в группе причин сходства и различия взглядов на себя "изнутри" и со стороны занимают завершающие занятие 25 минут.
2-е занятие.
20 минут - обсуждение.
В течение 20 минут ведущий объясняет сущность наркомании. После этого предлагает участникам высказать свое суждение об этой проблеме. Мнения высказываются в максимально свободной, открытой форме. Для получения достаточно честных рассуждений предлагается говорить о наркомании применительно к другим людям.
Справочный материал для ведущего.
Основная задача ведущего - выявить глубину рассуждений каждого участника на эту тему и пометить на листке примерный уровень.
Например, Петров - 2-й уровень; Иванов - 3-й; Бойко - 1-й и т.д. Далее ведущий определяет среднестатистический балл для всей группы, что необходимо для выбора уровня психокоррекционной профилактики. Если средний балл равен 1, то профилактика начинается с техник 2-го уровня, если балл равен 2, то соответственно с 3-го уровня. Если же в группе рассуждения о наркотиках, их пользе "для нервной системы", решения жизненных проблем слишком "продвинуты" и серьезны, то профилактику надо начинать также с 3-го уровня, но большим набором предлагаемых психотехник.
Ведущий не раскрывает группе смысл подсчета и постановки баллов. В противном случае возникнет типичное подростковое антагонистическое поведение.
При диагностике предрасположенности к наркотикам важно выяснить точку зрения на эту тему подростка, понять, на каком логическом уровне находятся информация и его убеждения (мнения) на этот счет. Такая диагностика проходит в форме беседы с подростком, когда выявляется значение для подростка темы наркотиков. Исходя из этого, выделяются три группы риска: слабой, умеренной, наиболее вероятной предрасположенности.
15 минут - диспут.
Ведущий предлагает каждому участнику занятий высказаться на тему причин, которые способствуют началу приема наркотических веществ. Допустима атмосфера диспута, интеллектуального спора.
Желающим предлагают придумать такие жизненные ситуации, в которых они могли бы попробовать наркотик.
15 минут - перерыв.
После 15-минутного перерыва ведущий предлагает участникам группы проверить свою способность свободного мышления. Для этого предлагается развивающая техника "Трудно быть Богом".
Техника "Трудно быть Богом" - 35 минут.
Инструкция. Психолог предлагает участникам осуществить все свои заветные желания. Он предлагает группе разделиться на пары. Один участник будет "Богом", другой - "ангелом-исполнителем", т.е. тем, кто будет конкретно воплощать идеи "Бога" в реальность. Исполняющему роль "Бога" предлагается заново сотворить мир. Этот мир может быть похож на реальный, а может быть совершенно другим. Фантазия ни в чем не ограничивается.
"Богу" напоминают, что он вечен. Для него нет начала и конца, прошлого и будущего; он вне времени. И, естественно, творить надо последовательно. Например, нельзя сразу сотворить дом, не сотворив до этого космос, звезду, планету, глину, из которой делают кирпичи, существ, людей, и законов, по которым они живут и т.д.
Исполняющему роль "ангела-исполнителя" необходимо выспрашивать "Бога", как лучше воплотить идею в деталях, т.е. если звезды - то какие по цвету, размеру; если планета - то какая по форме, с морями или без. Если "Бог" говорит, что все люди будут счастливы, то "ангел-исполнитель" должен выспросить его о том, что именно надо сделать, чтобы им счастливо жилось...
"Ангел" помнит о том, что он, как и Творец мироздания, существуют вечно. Поэтому, после завершения строительства, он спрашивает "Бога", а что будет через тысячу, миллион лет и т.д., опять-таки выспрашивая детали.
В конце занятия желающим предлагается высказаться, после этого группа расходится. Ведущий никаких комментариев не дает.
3-е занятие.
10 минут - обсуждение.
Ведущий интересуется мнением участников о предыдущей встрече, обсуждали ли они с кем-либо свои впечатления, чувства, мысли по этому поводу? Ведущий предлагает подумать о такой житейской вещи, как "стойкость убеждений", о людях, которые говорят: "Я один раз решил и больше никогда не изменю своего решения!" Беседа плавно перетекает в занятие по технике "Понимание бренности убеждений".
Техника "Понимание эволюции убеждений" - 35 минут.
Инструкция. Упражнение состоит из трех этапов. Психолог предлагает участникам расположиться по кругу для дискуссии, при их большем количестве создаются подгруппы.
1. Предлагается подумать, от каких двух жизненных установок, убеждений, мнений они отказались в последнее время. Например: "Я раньше верил в дружбу до "гроба", а теперь нет, разочаровался", или "Искренне верил, что все думают так же, как я, а оказывается, все такие разные".
Участники группы по очереди высказывают наблюдения за своим жизненным опытом.
Ведущий просит участников поделиться впечатлениями от услышанного, развивает короткую дискуссию, используя мотивирующий вопрос: "А стоило ли отказываться от этих жизненных установок?" Далее участники должны сформулировать одну или две установки, от которых они, скорее всего, откажутся в недалеком будущем. Варианты: "Перестану думать, что дискотеки - единственный способ познакомиться с девчонкой", "Откажусь от поисков принца" и т.д.
Ведущий просит участников поделиться впечатлениями от услышанного, развивает короткую дискуссию, используя мотивирующий вопрос: "Что должно произойти или чего не должно произойти, чтобы эти установки у вас сохранились?"
Группу опрашивают об их познаниях в житейской психологии взрослых. Участникам предлагается с любой долей вероятности предположить: "От каких внутренних установок, взглядов, мнений человек отказывается по мере взросления, проживания зрелого возраста и, наконец, старения?" Далее организуется дискуссия о разности взглядов на жизнь и о том, что установки могут быть как помогающими жизни, так и разрушающими ее. Психолог просит привести примеры таких установок, а также случаи, при которых они меняются.
Ведущий беседует с подростками о возможности естественного изменения их убеждений в течение жизни. Делается обоснованный вывод, что при каких-то обстоятельствах те убеждения, которые у них есть сейчас, отомрут, появятся новые.
Естественно, что психолог говорит и о важности отстаивания своих ценностей, если те объективно значимы для личности. Тогда это будет добровольно взятая на себя ответственность за свою судьбу, на что способен не каждый. Далее можно предложить вниманию группы метафорический рассказ.
Секрет запретной комнаты.
...Айяз был товарищем и рабом великого завоевателя Махмуда Разрушителя Идолов, монарха Ганзы. Впервые он попал ко двору как нищий раб, но Махмуд сделал его своим советником и другом. Остальные придворные испытывали ревность к Айязу и следили за каждым его движением, намереваясь поймать его на какой-нибудь оплошности и таким образом дискредитировать в глазах владыки.
Однажды эти ревнивцы пришли к Махмуду и сказали: "Тень Аллаха на земле! Знай, что мы неустанны и, как всегда, тщательно наблюдали за твоим рабом Айязом. Теперь мы должны сообщить, что каждый день Айяз идет в небольшую комнатку, куда никогда никто не допускается. Он проводит там некоторое время, а затем идет в свои собственные апартаменты. Мы боимся, что эта его привычка может быть связана с преступной тайной. Может быть, он связан с заговорщиками, даже такими, которые имеют планы на жизнь Вашего Величества?" Долгое время Махмуд отказывался слышать что-либо против Айяза. Однако загадка запертой комнаты не выходила у него из головы, и он решил обо всем спросить Айяза.
Однажды, когда Айяз выходил из потайной комнаты, появился Махмуд, окруженный придворными, и потребовал, чтобы его допустили туда
Нет, - сказал Айяз.
Если ты не позволишь мне войти в комнату, то моя вера в тебя испарится и мы никогда уже с этих пор не будем в прежних дружеских отношениях. Делай свой выбор! - сказал Махмуд.
Айяз заплакал, а затем распахнул дверь в комнату и позволил Махмуду и его свите войти. В комнате не было никакой мебели, все, что там было, это крюк на стене, на нем висели залатанный и изношенный плащ, посох и чаша для подаяния. Повелитель и его свита были в растерянности. Когда Махмуд потребовал объяснения, Айяз сказал:
- Махмуд, в течение многих лет я был твоим другом, рабом и советником, я старался никогда не забывать своего происхождения и по этой причине ежедневно приходил сюда, чтобы напомнить себе, чем я был. Я принадлежу тебе, а все, что принадлежит мне, так это мои лохмотья, моя палка, моя чаша для подаяний и мои скитания по лицу этой земли...
15 минут - перерыв.
После перерыва в течение часа ведущий опрашивает группу: "Как вы считаете? Зачем в дореволюционной России на уроках Богословия преподаватель проделывал следующую процедуру? Он просил всех встать и со смиренной душой, в течение 1-3 минут думать о своем смертном часе?!" После краткой дискуссии ведущий предлагает "поиграть" в смысл жизни, обещая, что после этой игры для каждого участника этот вопрос станет более понятным.
Ведущий предлагает участникам попробовать профессию психолога, что называется, "вживую". Эти навыки им пригодятся в будущей жизни...
Техника "Три года до смерти" - 35 минут.
Психолог предлагает группе подростков осуществить виртуальное путешествие к моменту своей смерти. Тщательное проговаривание всех деталей обеспечивает переоценку практически всех жизненных ценностей. Те убеждения, которые были привнесены извне и не соответствуют смыслоориентированным установкам личности, выбрасываются из поля сознательной деятельности.
Инструкция. Психолог предлагает участникам сесть в круг. Сидящие друг против друга пары играют роли психолога и клиента, затем они меняются ролями. В итоге каждый побывает в роли психолога и в роли клиента. Важно, чтобы все участники слышали истории друг друга. Принципиальной искренности добиваться не обязательно, даже вредно. Оптимальный размер группы для выполнения этого упражнения - от шести до девяти человек.
Исполняющему роль клиента предлагается представить, что он знает, что через три года умрет. Причем знает точно день и час смерти. Смерть будет мгновенной, не зависящей от внешних факторов.
Его просят рассказать по порядку, что он будет делать в течение всего этого времени: как и с кем жить, что делать, на какие средства существовать, как будут выстраиваться отношения с друзьями и родственниками. Особенно тщательно, по часам, он должен расписать последний день своей жизни, вплоть до "кончины". Он должен сказать, какая будет его последняя мысль перед смертью...
Исполняющему роль психолога предлагается следить за повествованием "клиента". Он должен постоянно возвращать "на землю" рассказчика, если тот начнет сочинять явно нереальные истории. Например, "клиент" может сказать: "Я поеду путешествовать вокруг земного шара!" "Психолог" должен его поправить: "А откуда ты деньги возьмешь на это? Давай реальней рассказывай!" Ведущий должен проинструктировать "психолога", чтобы тот не давал "клиенту" слишком сильно переживать. Он должен пытаться перевести в шутку наиболее драматические фрагменты рассказа, не затягивать его, помнить, что это всего лишь игра.
Когда занятие закончилось и все сели в круг, ведущий, без объяснения причин, зачитывает метафорический рассказ: ...Сообщают, что некогда один нищий остановил эмира на улице. Тот сказал: - Как ты посмел, ничтожный человек, прервать движение своего владыки? Дервиш ответил: - Разве ты можешь быть владыкой, если не можешь наполнить мой кашкуль (чашу для подаяния)? Он протянул свою чашу, и эмир приказал, чтобы ее наполнили золотом.
Но как только становилось видно, что чаша наполняется золотыми монетами, они вдруг исчезали, и чаша вновь оказывалась пустой.
Слуги приносили золото мешок за мешком, а поразительная чаша пожирала все монеты.
- Стойте! - закричал король. - Этот фокусник опустошает мою казну!
Для тебя я опустошил твою казну, - сказал дервиш, - а для других я просто иллюстрирую истину...
Какую истину? - спросил эмир.
Истина в следующем: чаша - это желания человека, а золото - то, что дано человеку. Смотри, чаша съела почти все твое богатство, но это все тот же обточенный морем кокосовый орех, который ничего не воспринял от золота, ни в какой степени... Если ты пожелаешь ступить в эту чашу, - продолжал дервиш, - то она сожрет и тебя тоже. Как же может в таком случае эмир держать себя так, как если бы он имел какое-либо значение?..
Далее ведущий предлагает группе разойтись без общего обсуждения результатов работы.
По материалам Московского психологического журнала №



По материалам Московского психологического журнала №9

Комментариев нет:

Отправить комментарий