суббота, 13 марта 2010 г.

Характеристика патопсихологических состояний

Патопсихология
Лекция 3 Характеристика патопсихологических состояний
1. Патопсихологическая характеристика синдромов.

Психопатологические синдромы — устойчивые сочетания нарушений высших психических функций, обусловленные течением различных болезненных процессов. На основании совокупности психопатологических синдромов создается определенная клиническая картина различных психических заболеваний.
Астенический синдром — психопатологический синдром. Характеризуется состояниями общей слабости, чрезмерной истощаемости, раздражительности. При этом происходит нарушение внимание и памяти.
Маниакальный синдром — психопатологический синдром. Характеризуется состояниями повышенного, эйфорического настроения и активности, ускорения мышления, вплоть до скачки идей. При этом возникают нарушения целенаправленной деятельности.
Апатический синдром — психопатологический синдром, характеризуется состояниями вялости, безразличия ко всему окружающему, отсутствием побуждения к деятельности.
Галлюцинаторно–паранойяльный синдром — психопатологический синдром. Характеризуется наличием галлюцинаций и бреда, которые начинают детерминировать поведение больных. Этот синдром может возникать при алкогольных психозах, шизофрении и других заболеваниях.
Делирий (от лат. deliriun – безумие) — состояние расстройства сознания, которое характеризуется галлюцинацями, двигательным возбуждением, нарушением ориентировки во времени и пространстве и которое может чередоваться с периодами ясного сознания и критического отношения к болезненным проявлениям.
Депрессивный синдром — психопатологический синдром. Характеризуется состояниями заторможенности психической деятельности и аффективной сниженности. Крайней степенью депрессивного синдрома является депрессивный ступор, когда полностью отсутствуют движения и речь.
Навязчивые состояния — психические содержания, личностно неконтролируемое воспроизведение которых приводит к нарушению деятельности. Могут проявляться в виде постоянных мыслей, воспоминаний, сомнений, влечений, внешних действий. Часто связаны с болезненными переживаниями принуждения к подобному воспроизведению. При этом реализация навязчивых психических содержаний субъективно часто связывается с устранением определенной опасности. Наиболее распространены навязчивые страхи, или фобии, такие, как то эгорафобия, гисофобия, клаустрофобия, канцерофобия.
Паралитический синдром — психопатологический синдром. Характеризуется тотальным слабоумием, стойким повышением настроения, нарушениями критичности и поведения, глубоким распадом личности.
Парафренный синдром — психопатологический синдром, вариант бредового синдрома. Характеризуется наличием систематизированного бреда величия, воздействия и преследования, и который часто приобретает „космический масштаб“.
Псевдопаралитический синдром — психопатологический синдром. Характеризуется эйфорическим настроением, нелепым бредом величия при отсутствии прогрессивного паралича.
Пуэрториканский синдром — этноспецифический термин, обозначающий синдромальные проявления бреда ревности на основе убежденности в неверности партнера. Сопровождается развитием галлюцинаторных представлений и кататонии. Данный синдром имеет очень широкое распространение, но первоначально именно у жителей Пуэрто–Рико были описаны наиболее яркие случаи, что обусловливалось наряду с прочим и особыми стереотипами парного поведения, свойственными латиноамериканской культуре. В качестве основы, на которую накладывается этноспецифическая ситуация жизнедеятельности больного, указывают прежде всего шизофрению.
Синдром Персефоны — термин, обозначающий клиническое состояние чрезмерной эмоциональной привязанности, возникшей между матерью и дочерью, при которой их разлучение ведет к развитию схожих невротических симптомов и у той, и у другой. Первоначальное описание было дано Н. Дункасом (N. Dunkas) и Г. Найкелли (G. Nikelly), которые в 1972 г. провели исследование среди греческих иммигрантов. Назван так по имени супруги Аида и повелительницы всех женщин в царстве мертвых.
Синдром Мидаса — термин, обозначающий клиническое состояние женщины, связанное с изменением ее мироощущения после достижения тридцатилетнего возраста из–за все более усиливающейся и приобретающей хронические формы неудовлетворенности сексуальными отношениями с постоянным партнером. В соответствии с психоаналитической интерпретацией данного синдрома, он выражает собой достаточно адекватную реакцию женщины на изменение к ней отношения мужчины. В начале, когда мужчина еще только устанавливает свои интимные отношения с женщиной, он использует стратегию поиска разнообразных ощущений, связанных с женщиной, которые — в силу новизны и непредсказуемости — кажутся ему притягательными и чарующими. Но в дальнейшем происходит изменение его стратегии: он уже не находит новых ощущений в интимных взаимоотношениях с женщиной, напротив, все ее реакции начинают восприниматься как произвольно вызываемые им самим, что ведет к возникновению пресыщения и стремления — в поисках новых, неожиданных впечатлений — сменить партнершу. Назван так по имени царя Фригии, стремившегося к обладанию золотом, но едва не погибшего от дарованной ему способности превращать все в золото.
Синдром Ельпенора — термин обозначающий клиническое состояние абстиненции, возникающее на следующий день после чрезмерного приема алкоголя или снотворных средств. Характеризуется спутанностью сознания, общей дезориентацией и стремлением к бесцельному хождению. „Синдром Ельпенора“ назван так по имени одного из спутников Одиссея, который, будучи в подобном состоянии, упал с крыши дворца Киркеи и разбился.
Синдром Диогена — термин, обозначающий клиническое состояние. Характеризуется пренебрежительным отношением к бытовым вопросам одиноко живущих престарелых людей. Наиболее часто „синдром Диогена“ возникает у ранее активных людей, ориентированных прежде всего на работу и имевших социальный успех. Постепенно, с отходом от профессиональной и общественной деятельности, они перестают заботиться о своей внешности и жилище, которое приходит в запустение и превращается в склад старых и никому не нужных вещей, не уделяют должного внимания правильному питанию, что может вести к истощению и даже смерти. Вместе с тем у них возникают необратимые изменение характера: появляется недоверчивость, необщительность, нереалистичность установок и, самое главное, негативизм по отношению к тем людям, которые предлагают им свою помощь. Данный синдром был описан в 1955 г. в исследовании А. Кларка (A. Clark), Г. Мейникара (G. Manikar) и Дж. Грея (J. Gray). Назван так по имени древнегреческого философа–киника из Синопа, жившего, по преданию, в бочке.
Синдром Геры — термин, обозначающий состояние близкое к клиническому. Характеризуется гипертрофированной привязанностью жены к супругу, когда она буквально боготворит его. При этом женщина стремиться играть ведущую роль в их интимных отношениях, а своему супругу не позволяет выходить за рамки стереотипного образца „кормильца семьи“. По мнению некоторых психиатров, такая форма поведения является скрытой формой женского гомосексуализма, и брак в этом случае может быть стабильным лишь, если мужчина не противится навязываемой ему роли. Назван так по имени супруги Зевса — символа ревностного выполнения супружеского долга.

2. Невротические расстройства: клиническая и психологическая феноменология.
Нервоз – функциональное расстройство центральной нервной системы, проявляющееся в эмоциональных нарушениях, поведении инейровегетативной регуляции внутренних органов. причиной которого служит психотравмирующая ситуация, вследствие которой нарушаются важные для больного жизненные отношения. Неврозы подходят под определение “пограничные состояния” и относятся к так называемой “малой психиатрии”, которая изучает болезни вне психотического состояния. Эти болезни характеризуются не только малой интенсивностью, но и малой продолжительностью. Понятие “пограничные состояния” включает донозологические невротические расстройства, клинически оформившиеся неврозоподобные реакции и состояния, психопатии, неврозоподобные и психопатоподобные нарушения при соматических заболеваниях и др.
В отличие от психопатии, при неврозах страдает лишь часть личности, сохраняется критическое отношение к болезни, определяющее воздействие принадлежит прижизненным средовым влияниям.
Трехфазная теория возникновения невроза — концептуальная модель, описывающая развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций, предложенная Г. Айзенком и С. Рэчманном (Eysenck H.J., Rachmann S. „The causes and cures of neuroses“, L., 1965). Развитие невроза, прежде всего фобического, представляется здесь как проходящее ряд стадий. На первой стадии происходит событие, закономерно вызывающее сильную эмоциональную реакцию, например, страх. Во временной близости с этим событием происходит изначально нейтральное событие, которое ассоциативно связывается с травмирующим событием первой ситуации и с эмоциональным откликом на нее — вторая стадия. На третьей стадии, если подкрепление не наступает, т.е. если первая ситуация не повторяется, происходит угашение эмоциональной реакции, но если ситуация повторяется, что возникает невроз, в котором эмоциональная реакция запускается уже нейтральными, но ассоциированными с травмирующими, событиями.

3. Психопатии. Психологический аспект изучения психопатий.
Психопатия (от греч. psyche – душа и pathos – страдание, болезнь) — неадекватное развитие эмоционально–волевых черт характера человека, в большой степени детерминированное врожденной неполноценностью нервной системы (энцефалит, травма головы). Психопатов отличает прежде всего неадекватность эмоциональных переживаний, склонность к депрессивным и навязчивым состояний. Существуют следующие виды психопатии:
1. Астеническая, которой свойственны повышенная раздражительность и быстрая истощаемость;
2. Возбудимая, которой свойственна неадекватность эмоциональных реакций с бурными вспышками гнева;
3. Истерическая, которой свойственны впечатлительность, внушаемость, эгоцентризм;
4. Паранойяльная, которой свойственны подозрительность, высокая самооценка, склонностью к сверхценным идеям.
Типология психопатических личностей П.Б. Ганнушкина — классификация патологических и околопатологических личностей. В ее рамках были описаны следующие типы: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные, конституционально–глупые. Также были описаны дополнительные подгруппы: депрессивные, возбудимые, эмоционально–лабильные, неврастеники, психастеники, мечтатели, фанатики, патологические лгуны.

4. Принципы построения патопсихологического исследования.
Проведение патопсихологического исследования включает в себя несколько этапов: эксперимент, беседу с больным, наблюдение, анализ истории жизни заболевшего человека (истории болезни, написанной врачом), сопоставление экспериментальных данных с историей жизни.
Пакет экспериментальных методик используемый в патопсихологических исследованиях.
Долгое время в психологических исследованиях господствовал метод количественных измерений психических процессов. Этот метод достиг своей крайней выраженности в тестовых исследованиях Бине-Симона, которые были направлены на выявление умственных способностей. Но этим методом выявляются лишь конечные результаты работы, сам же процесс, отношение испытуемого к заданию, мотивы, личностные установки не выявляются. Системный качественный анализ – это основной принцип патопсихологического исследования. Он направлен не на измерение отдельных процессов, а на исследование человека, совершающего реальную деятельность. А именно, на качественный анализ различных форм распада психики, раскрытие механизмов нарушения деятельности и на возможности ее восстановления. Патопсихологический эксперимент является взаимной деятельностью экспериментатора и испытуемого. Поэтому его построение не может быть жестким. Основное отличие такого эксперимента от общепсихологического в том, что мы не всегда можем увидеть своеобразие отношения больного к эксперименту, зависящее от его болезненного состояния. Из этого можно заключить следующее:
1. Психические больные нередко не только не стараются выполнить задание, но и превратно толкуют опыт или активно противостоят инструкции;
2. Особенность патопсихологического эксперимента заключается также в многообразии, большом количестве применяемых методик;
3. Выполнение экспериментальных заданий имеет для разных больных различный смысл;
4. Патопсихологу приходиться в своем заключении оперировать системой понятий, характеризующих личность больного в целом, наравне с характеристикой отдельных процессов;
5. Патопсихологическое исследование обнажает реальный пласт жизни больного потому, что предъявленная деятельность, реплики экспериментатора вызывают столь же реальное переживание испытуемого.
Обычно для обследования одного больного достаточно 89 методик, выбираемых в соответствии с задачами исследования. В процессе исследования методики обычно применяют от более простых к более сложным (исключение – больные с ожидаемой аггравацией или симуляцией).
Соотнесение теории и результатов эмпирических исследований в патопсихологии.
Как правило, психические болезни обусловлены патологией головного мозга и проявляются в виде расстройств психической деятельности. К психическим болезням относят как грубые расстройства отражения реального мира с нарушениями поведения (психозы), так и более легкие изменения психической деятельности (неврозы, психопатии, некоторые виды аффективной патологии). Причины возникновения психических заболеваний бывают внутренне обусловленные (эндогенные) и внешне обусловленные (экзогенные). Первые определяются в основном конституционально-генетическими факторами – это, например, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз. Вторые же обусловлены влиянием внешней среды – как например, алкогольные или инфекционные психозы, травматическая эпилепсия и т.д.

5. Нарушения психической деятельности при эпилепсии.
Личностные характеристики у больных эпилепсией.
Эпилепсия – это обычно хронически протекающее заболевание,
характеризующееся наличием эпизодически возникающих расстройств в сознании, настроении. Заболевание в большинстве случаев приводит к постепенному изменению личности и своеобразному снижению интеллекта. На отдаленных этапах болезни могут возникать острые и затяжные психозы.
Характерный признак эпилепсии – внезапный судорожный припадок. Замечено, что иногда за пару дней до припадка появляются предвестники в виде плохого самочувствия, раздражительности, головной боли и т.д. Во время припадка эпилептик теряет сознание, падает, у него начинаются судороги, зрачки глаз не реагируют на свет. Длительность припадка – 3-4 минуты. Частота припадков может быть разная: от ежедневных до одного-двух раз в год. Бывают и припадки, не сопровождающиеся судорогами, но кратковременной потерей сознания или его сумеречным состоянием.
С точки зрения патопсихологии, отмечаемые изменения личности по
эпилептическому типу – это тугоподвижность, замедленность всех психических процессов, склонность к застреванию на деталях, обстоятельность мышления, невозможность отличить главное от второстепенного, дисфории (то есть приступы расстройств настроения, обычно это сочетание злобности и тоскливости).
Результатами болезни являются трудности с использованием нового опыта, слабость комбинаторных способностей, ухудшение воспроизведения прошлого опыта. Больные долго помнят обиду, мстят за нее. Отмечается карикатурный педантизм в быту. Существенной чертой эпилептиков является инфантилизм, выражающийся в незрелости суждений и др. Лицо этих больных малоподвижно, маловыразительно, мимические реакции бедны, у них наблюдается скупая сдержанность в жестикуляции.
Нарушения поведения при эпилепсии.
Изменение особенностей характера. Уселение влечений, напряженный аффект, эксплозивность. Инфантильность. Возможны депрессии с подозрительностью, недовольством, злобностью.

6. Мотивация и патология восприятия при психических заболеваниях.
Нарушение структуры иерархии мотивов
До сих пор изменение мотивов исследовалось психологами либо в ходе онтогенетического развития ребенка, либо оно вызывалось экспериментально. Изменение мотивов мы часто наблюдаем у людей, страдающих разными формами психических заболеваний. Психологический анализ этих мотивационных изменений и является, на наш взгляд, адекватным способом исследования личности больного человека
А. Н. Леонтьев указывает на тесную связь мотивов и потребностей. Подчеркнув, что анализ потребностей может быть проведен через раскрытие их предметного содержания, он указывает, что "это преобразует психологическую проблему потребностей в проблему мотивов деятельности". А это означает признание сложного отношения мотивов с разными потребностями, признание их иерархического построения.
Усложнение мотивов, их опосредование и иерархическое построение начинаются у ребенка уже в дошкольном возрасте и происходят дальше в течение всей жизни: мотивы теряют свой непосредственный характер, они начинают опосредоваться сознательно поставленной целью, происходит подчинение одних мотивов другим. Например, желание овладеть какой-нибудь профессией как общий мотив поведения включает в себя целый ряд частных: овладеть нужными знаниями, усвоить определенные навыки и многое другое. Каждая из этих целей в свою очередь разбивается в реальной деятельности на ряд более мелких, которые и определяют в каждом конкретном случае поведение человека. Поэтому деятельность человека отвечает всегда не одной, а нескольким потребностям и соответственно побуждается несколькими мотивами. Однако в конкретной человеческой деятельности можно выделить ведущий мотив. Именно он придает всему поведению определенный смысл.
Наличие ведущих мотивов не устраняет необходимости мотивов дополнительных, непосредственно стимулирующих поведение, однако без ведущих мотивов содержание деятельности лишается личностного смысла. Именно этот ведущий мотив обеспечивает возможность опосредования и иерархии мотивов. Иерархия мотивов является относительно устойчивой и этим обусловливает относительную устойчивость всей личности, ее интересов, позиций, ценностей. Патологический материал позволяет проследить закономерности изменения мотивационной сферы человека, которые приводят к смене позиций, интересов, ценностей личности.
Наиболее отчетливо эти закономерности можно обнаружить у больных психическими заболеваниями, при которых процесс нарушения мотивов, установок и ценностей происходит достаточно развернуто, позволяя проследить его отдельные этапы.
Одной из адекватных моделей для анализа оказались нарушения личности, выступающие при хроническом алкоголизме.
Б. С. Братусь правильно указывает, что изменения в личности происходят по линии изменений в сфере потребностей и мотивов, разрушения преморбидных установок, сужения круга интересов. Экспериментально-психологическое исследование не обнаруживает грубых изменений познавательных процессов: больной справляется с заданиями, требующими обобщения, опосредования (классификации объектов, метод исключений, пиктограмма). Однако вместе с тем при выполнении экспериментальных заданий, требующих длительной концентрации внимания, умственных усилий, быстрой ориентации в новом материале, отмечается недостаточная целенаправленность суждений больного, некритичность: больной не всегда замечает допущенные им ошибки, а главное, не реагирует на исправления и замечания экспериментатора, легковесно их отмечает и не руководствуется ими в дальнейшей работе.
Б. С. Братусь подчеркивает, что со временем все проблемы начинают разрешаться через алкоголь, с его помощью, и алкоголь становится смыслообразующим мотивом поведения.
По мере того как в ходе болезни алкоголь становится смыслом жизни, прежние установки, интересы отходят на задний план. Работа перестает интересовать больных — она нужна только как источник денег. Семья из объекта забот становится тормозом на пути удовлетворения пагубной страсти. Здесь мы имеем дело с центральным пунктом личностной деградации, а именно с постепенным нарушением прежней, до болезни сложившейся иерархии потребностей мотивов и ценностей и формированием взамен ее новой иерархии. Оттесняются и разрушаются высшие потребности и установки личности. Как отражение этого процесса сужается круг интересов. Больные становятся инактивными, теряют свои прежние социальные связи с миром, ибо измененная алкоголем личность становится неадекватной этим связям. Поэтому и профессиональная линия больных снижается, и это изменение обусловлено в первую очередь не интеллектуальной деградацией, а изменением мотивов личности.
Изменение иерархии и опосредованности мотивов означает утерю сложной организации деятельности человека. Деятельность теряет специфически человеческую характеристику: из опосредованной она становится импульсивной. Исчезают дальние мотивы, потребность в алкоголизме переходит во влечение, которое становится доминирующим в жизни больного.
Таким образом, проведенный анализ изменений опосредованности и иерархии мотивов показывает, что они не выводятся непосредственно из нарушений мозга, а проходят длинный и сложный путь формирования, при котором действуют механизмы, во многом общие с механизмами нормального развития мотивов.

Формирование патологических потребностей и мотивов
Различные стрессовые ситуации (тяжелая болезнь, смена образа жизни) могут изменить самосознание человека (исследования В. В. Николаевой, 1970; Мариловой, 1984; П. Молужаловой, 1983 и др.).
Изменение самосознания является результатом нарушения рефлексии, которая может привести к изменению мотивов, менять их смыслообразующую функцию, нарушать эмоциональную реактивность. Искаженное отражение сознания собственной личности может привести к специфическим расстройством, принять характер изменения физического "образа я". Нарушение физического "образа я" описано в психиатрической литературе не только в виде синдрома деперсонализации, но и нервной анорексии.
Речь идет о девушках, которые произвольной длительно голодают с целью исправления своей внешности. У большинства больных заболевание началось в подростковом возрасте. Все девочки отличались некоторой полнотой (но не ожирением). В школе сверстники шутили над ними, дразнили.
Кроме того, эти девочки находились в окружении взрослых, которые всячески подчеркивали, "как важно для женщины обладать красивой фигурой".Следует при этом отметить одно обстоятельство: стремление к коррекции началось у этих больных в подростковом возрасте. Как известно, исследования Д. Б. Эльконина (1991 показали, что именно в подростковом возрасте развивается особая деятельность, заключающаяся в установлении личностных отношений между подростками, формируется особая деятельность общения, в которой подросток сравнивает свое поведение и свои возможности с возможностями сверстников, появляется мотив самоутверждения, стремление овладеть формами "взрослого поведения". Именно в процессе этого общения и происходит главным образом формирование самосознания, самооценки. Многими авторами, например Л. И. Божович, указано, что невозможность соответствовать выработанным требованиям окружающих или выработанному собственному "идеалу" приводит к аффективным переживаниям.
Рассмотрим пример на модели анорексии. Мотив к похуданию не носил первоначально патологического характера. Голодание было вначале лишь действием для осуществления некоей духовной ценностной ориентации "быть красивой", "обладать красивой фигурой". Однако в дальнейшем эти действия по похуданию вступают в противоречие с органической природной потребностью в пище. При этом антивитальные действия не только не прекращаются, но сами преобразуются в мотив (сдвиг мотива на цель действия). Более того, этот мотив становится доминирующим, смыслообразующим в иерархии мотивов. Учеба, которой девочка отдавала вначале много сил, отходит на задний план, уступая свое место деятельности по похуданию.
Нарушения восприятия
В литературе по психопатологии встречаются описания следующих нарушений восприятия: гиперстезия/гипостезия (усиление/ослабление восприятия по силе); анестезия (потеря чувствительности), деперсонализация (расстройство восприятия собственной личности), утрата сложных чувств; искаженное восприятие окружающего мира (например, “дежа вю”), иллюзии, галлюцинации и др.
Феноменология и психологические механизмы нарушений восприятия.
Восприятие – психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей. При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных заболеваниях, перцептивные процессы могут нарушаться. Однако существуют такие отклонения восприятия, которые могут наблюдаться и у вполне здоровых людей (например, иллюзии). Расстройства восприятия можно разделить на ттри основные группы: иллюзии, галлюцинации и расстройства сенсорного синтеза. Иллюзии – искаженное восприятие реально существующего предмета или явления (бывают зрительные, слуховые, тактильные и др.). В зависимости от причин бывают: физические (ложка в стакане), физиологические (иллюзии кренов, противовращения) и психические (при экзальтации, экстазе, пр). Галлюцинации – расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушения психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует (также бывают зрительные, слуховые, обонятельные и пр.). Бывают истинные галюцинации – развертываются в реальном пространстве и псивдогаллюцинации – нет полной чувственно-телесной ясности образов ( я «как будто» вижу…) Расстройства сенсорного синтеза – нарушение интеграции сенсорной информации Дереализация (от лат. de – приставка, обозначающая отсутствие чего–либо, и realis – действительный) — нарушение восприятия, при котором окружающий мир воспринимается как нереальный или отдаленный, лишенный своих красок и при котором происходят нарушения памяти. Часто сопровождается состояниями „уже виденного“ или „никогда не виденного“. Может возникать при поражениях мозга (особенно глубинных отделов височной области), в просоночных состояниях и при психических заболеваниях.
У больных с неврозами и неврозоподобными состояниями отмечаются нарушения болевой чувствительности – например, усиление болевого чувства, так называемые “психогенные” боли. У больных шизофренией трудности узнавания объектов связаны большей частью с апато-абулическим синдромом и эмоциональной амбивалентностью. При психопатиях разного типа наблюдают как повышение чувствительности, так и ригидность и снижение чувствительности также при повышении эмоционального тонуса.
Нарушения восприятия при различных психических заболеваниях имеют различные причины и различные формы проявления. Большое значение в нарушениях восприятия принадлежит личностному фактору.
Особенности нарушения восприятия при шизофрении.
У больных шизофренией трудности узнавания объектов связаны большей частью с апато-абулическим синдромом и эмоциональной амбивалентностью. Несмотря на «интеллектуальную» направленность исследования, больные не проявляли интереса к заданию, не реагировали на оценку экспериментатора, не коррегировали свои ошибки. Деятельность больных характеризуется чрезвычайной свернутостью, отсутствием поисковой активности, столь выраженной в норме. Высказывания больных крайне лаконичны, малоэмоциональны и в основном лишь обобщенно констатируют некоторое сюжетное или предметное содержание картинок: «Какое-то несчастье», "Человек задумался".
Нарушения восприятия при маниакально-депрессивных расстройствах.
Маниакально-депрессивный психоз – это заболевание, протекающее в форме смены депрессивных и маниакальных фаз, разделенных состояниями с полным исчезновением психических расстройств. Эта болезнь не приводит к изменениям личности и дефектам в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере. Симптомы маниакального состояния: расторможенность, развязность, дурашливость, нереалистичность стремлений и действий. Не отмечается связи их деятельности с реальными событиями в их жизни.
Нарушения восприятия при психопатиях.
Психопатия – тотальная и относительная стабильность патологических черт характера, выраженная до степени, нарушающей социальную адаптацию (склонность к необычному поведению, резкому беспричинному изменению настроения как постоянное качество личности, а не как эпизод).
При психопатиях разного типа наблюдают как повышение чувствительности, так и ригидность и снижение чувствительности также при повышении эмоционального тонуса.
Нарушения восприятия при органических поражениях головного мозга.
В практике патопсихолога часто необходимо провести диагностику между органическим заболеванием головного мозга и шизофренией. В данном случае следует тщательно исследовать внимание, память, мышление, признаки истощаемости. Для работы с этой группой требуются не только знания в области патопсихологии, но и в нейропсихологии.
При заболеваниях головного мозга отмечаются признаки повышенной истощаемости, снижения памяти, трудности в оперировании абстрактными понятиями, переносным смыслом, инертность мышления. Более точную информацию для дифференцирования двух органических заболеваний (например, болезнь Пика или болезнь Альцгеймера), установление очага поражения головного мозга получают при применении специальных тестов из нейропсихологии.
В результате органических изменений в головном мозге отмечаются психопатоподобные нарушения личности, астенические расстройства, снижение уровня интеллектуальных процессов. Психопатоподобные нарушения личности характеризуются сужением круга интересов, некоторой пассивностью, иногда наоборот, взрывной раздражительностью и грубостью. Астенические расстройства выражаются в повышенной истощаемости, раздражительной слабости. Если отмечается интеллектуальное снижение, то отмечается снижение критики, беспечность, эйфория, гневливость, слезливость.
Клиника нарушений восприятия при соматогенных расстройствах психической деятельности.
Психосоматические заболевания – это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, недовольство, душевные страдания и др.). Психосоматические реакции могут возникать не только в ответ на психические эмоциональные воздействия, но и на прямое действие раздражителей. Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое состояние человека.
Тестирование особенностей восприятия пациента.
Нарушения восприятия выявляются особенно четко при экспозиции ситуационных картинок. Помимо того, что больные не улавливают сюжета, они при этом проявляют и ряд других, характерных феноменов. Не понимая смысла сюжета, они часто описывают отдельные предметы, не видя их сюжетной связи.
Отдельные части рисунка сливаются, смешиваются с фоном, изображения предметов не узнаются. Предмет узнавания обусловливается той частью рисунка, на которой больной фиксирует свое внимание. Так, гриб больной называет помидором, если выступила как часть головка гриба, или же видит в грибе огурец, если фиксирует внимание на его ножке. Поэтому при предъявлении рисунка больному часто безразлично: показывают ему его часть или целое.

7. Виды нарушений памяти.
К наиболее распространенным нарушениям непосредственной памяти относится “корсаковский синдром” (нарушение памяти на текущие события) и прогрессирующая амнезия (когда расстройства распространяются на любые события, а также имеет место взаимное наложение событий и дезориентация во времени и пространстве).
При олигофрении нарушены смысловая и механическая память. При эпилепсии ухудшается опосредованное запоминание. При этих заболеваниях в их механизмах ведущая роль принадлежит личностно-мотивационным и эмоциональным расстройствам. Снижение памяти и внимания у больных с неврозами часто отражает внутреннюю тревогу и беспокойство.
Соотношение нарушений памяти и внимания
Нарушения внимания наблюдаются при разных психических и соматических заболеваниях.
При неврозах и шизофрении отмечается ухудшение активного внимания (концентрации, переключаемости, устойчивости). У больных с органическими заболеваниями и локальными поражениями головного мозга отмечаются повторы одного и того же действия, трудности в переключении, повышенная отвлекаемость, истощаемость внимания и др. У соматических больных (например, туберкулезом, при травматических или сосудистых заболеваниях и др.) отмечаются трудности концентрации внимания, замедленное врабатывание, трудности переключения, сужение объема внимания. При алкоголизации диэнцефальном синдроме отмечается снижение концентрации и устойчивости внимания. При эпилепсии отмечаются трудности переключения и снижение устойчивости внимания.
Б.В.Зейгарник пишет, что многие виды нарушения внимания есть частные нарушения умственной работоспособности, являющиеся следствием психических или соматических заболеваний.
Непосредственная и опосредованная память. Особенности соотношений при различных заболеваниях.
Память – специфическая форма психического отражения действительности, обеспечивающая накопление, сохранение и воспроизведение информации.

8. Нарушения динамики мышления.
Психологические механизмы и клиническая феноменология расстройств мышления
Мышление – психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.
Три основных вида расстройств мышления: 1) нарушения операциональной стороны мышления (теряется возможность пользоваться основными операциями мышления, чаще всего обобщения и отвлечения); 2) нарушения личностного (мотивационного) компонента мышления (нарушается регулирующая мотивационная функция мышления, его критичность с феноменами: 1)актуализации латентных свойств понятий, 2) «разноплановости» мышления, 3) «разорванности» мышления); 3) нарушения динамики мыслительной деятельности (инертность или лабильность мышления (либо замедленность, либо «наскакиваемость» мыслей).
Клиническая классификация расстройств мышления: количественные (расстройства ассоциативного процесса) и качественные (патология суждений и умозаключений). Патология ассоциативного процесса: 1) Нарушение темпа мышления (ускоренное либо замедленное - по количеству ассоциаций за единицу времени); 2) Нарушение подвижности мышления (детализированное – цель расуждения идет через множество побочных деталей; обстоятельное – детализация с застреванием на побочных ассоциациях, но возвращением на основную тему мысли; вязкое – крайняя степень обстоятельности); 3) Нарушения целенаправленности мышления (резонерское мышление – ускользает цель рассуждения, пустословие; атаксически-ассоциативное мышление – полное отсутствие логической связи между ассоциациями «летит крыльями под водой»; паралогическое мышление – также нет логики между ассоциациями, но явно нарушена формальная логика; символическое мышление – индивидуальный, непонятный окружающим символизм). Патология суждений и умозаключений – бредовые, навязчивые и доминирующие идеи. Бред – см. Вопрос 22, 23. Сверхценные идеи – в основе лежит реальный, но малозначительный факт, который больной переоценивает и отводит незаслуженно большое место. Навязчивые идеи – появление в сознании неотсупных мыслей, которые больной оценивает как нелепые, но устранить их не может. Доминирующие идеи – занимает в сознании человека незаслуженно большое место – «прилипание» внимания…
Психологические, в том числе психоаналитические теории расстройств мышления.
Поясните психологические механизмы нарушения процессов обобщения и абстрагирования
Искажение процессов обобщения – существенные свойства предметов, явлений и существующие связи между ними вовсе не принимаются во внимание при операции обобщения. При этом нельзя сказать, что больной не может их выделить путем абстрагирования, напротив, - в основу обобщения им берутся чрезвычайно общие признаки и связи, но они носят случайны характер. (объединение вилки, стола и лопаты по принципу твердости). Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. При выполнении экспериментального задания подобные больные не в состоянии из всевозможных признаков отобрать те, которые наиболее полно раскрывают понятие.
Клиническая характеристика нарушения мотивационного компонента мышления.
Связь нарушения мышления с изменением мотивационной сферы наблюдается при разных формах душевных болезней. Уже при анализе того вида патологии мышления, который мы называли «искажением уровня обобщения», можно, по существу, говорить о нарушении мотивационного компонента мышления.
Значимым, существенным является для человека то, что приобрело смысл в его жизнедеятельности. Не частота появления того или иного признака или свойства предмета делает его значительным или существенным, а та осмысленность, та роль, которую этот признак сыграл в жизни человека. Существенность признака и свойства, значимость самого предмета или явления зависят от того, какой смысл они приобрели для него. Явление, предмет, событие могут в разных жизненных условиях приобретать разный смысл, хотя знания о них остаются те же.
Вместе с тем значение вещей, совокупность наших знаний о них остаются устойчивыми. Несмотря на то что личностная направленность и содержание мотивов могут оказаться различными, основная практическая деятельность формирует устойчивость предметного значения вещей.
Методы исследований нарушений мышления.
1. Метод классификации – (варианты: классификация предметов и их
изображений, фигур, понятий). Направленность – исследование мыслительных
операций и динамики мышления. Дополнительные возможности – оценка темпа
работы, способность к переключению, особенности распределения внимания и др. 2. Метод исключения предметов – Характеристика текстового материала.
Типы возможных ошибок решения, их психологическая квалификация идиагностическое значение. 3. Бланковые методы.
4. Соотношение метафор, пословиц и фраз – передача переносного смысла пословиц. 5.Объяснение сюжетных картинок – установление последовательности
событий. Необходимость повторного предъявления в ходе одного исследования.
Типичные ошибки больных разными заболеваниями. 6. Исследование ассоциаций (свободных ассоциаций, ответных ассоциаций, ассоциаций по противоположности).

Особенности проявления бредовых состояний.
Бред – обусловленные болезнью неправильные, не соответствующие истинному
положению вещей суждения и умозаключения, которые не поддаются влиянию
разубеждения и нарушают адаптацию больного к среде. Всегда возникает на болезненной основе; он вытекает не столько из знаний и опыта, сколько из внутреннего аффектно-психического состояния. Личность охвачена (эмоционально вовлечена) ложным убеждением, хотя оно и неприемлемо для других людей данной культуры или субкультуры (т.е это убеждение не является религиозным догматом или суеверием). Такой бред также называют первичным бредом, при его формировании часто можно заметить определенную этапность (бредовое настроение, восприятие и толкование внешних событий с последующей «кристализацией» самой бредовой идеи). При первичном бреде больной «верит» в свои идеи, он «чувствует», что он прав. Вторичный бред (бредоподобные, сверхценные идеи) можно объяснить и понять в сочетании с другими психопатологическими явлениями, такими как галлюцинация или изменение настроения.
Варианты бреда.
По содержанию различают четыре основные формы бреда: 1) бред с пониженной самооценкой (самоуничижение, греховность, физический недостаток или дисморфомания, нигилистический бред – убежденность в прекращении функций тела, их исчезновении или гниении); 2) бред с повышенной самооценкой (разные виды бреда величия, богатства, изобретательства и пр.); 3) пресекуторный бред (бред преследования и 4) смешанные формы бреда (кверулянства или сутяжничества, разные варианты «симптома двойника» и др.)
По структуре различают две основные разновидности бреда: несистематизированный (обрывочный, образный) и систематизированный (интерпретативный бред).
Кроме того бред можно разделить на: паранояльный (больной опирается в мышлении на изначально ложную посылку, но формально правильную, правдоподобную систему доказательств); парафренный (систематизирован, но по своему содержанию весьма необычен и формируется в тесной взаимосвязи с обманами восприятия); параноидный (здесь уже нет достаточной стройности в рассуждениях и строгой селекции фактов, есть противоречия и нелепости
Особенности бреда при шизофренических расстройствах.
Шизофрения – психическая болезнь, причины которой неизвестны, допускается
участие генетического фактора. Расстройство когнитивных функций, нарушения
речи, симптомы каттанонического, бредового, аффективного, неврозоподобного регистров, диссоциативные нарушения личностного развития. Бредоподобное фантазирование недоступно коррекции, определяет поведение, очень образно. В Проявление бреда при аффективных расстройствах.
Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная
реакция на внешний стимул, которая полностью захватывает психику человека и
предопределяет единую глобальную реакцию на ситуацию (ярость, гнев, ужас и
др.). Бред – обусловленные болезнью неправильные, не соответствующие
истинному положению вещей суждения и умозаключения, которые не поддаются
влиянию разубеждения и нарушают адаптацию больного к среде.
Отличие бреда при психопатиях и неврозах от психозов.
Психопатия – тотальная и относительная стабильность патологических черт характера, выраженная до степени, нарушающей социальную адаптацию (склонность к необычному поведению, резкому беспричинному изменению настроения как постоянное качество личности, а не как эпизод). Психопатия – в сущности патология, аномалия характера, которая определяют весь психический облик человека, накладывая на его душевный склад свой отпечаток. Психопатии на протяжении жизни не подвергаются резким изменениям и мешают приспособиться к социальной среде.
Патология характера (психопатия) всегда характеризуется тремя признаками (так называемые “критерии Ганнушкина – Кебрикова”): тотальностью; стабильностью; дезадаптацией. Отсутствие хотя бы одного критерия исключает психопатию.
Нервоз – функциональное расстройство центральной нервной системы,
проявляющееся в эмоциональных нарушениях, поведении инейровегетативной
регуляции внутренних органов, причиной которого служит психотравмирующая ситуация, вследствие которой нарушаются важные для больного жизненные отношения. Неврозы подходят под определение “пограничные состояния” и относятся к так называемой “малой психиатрии”, которая изучает болезни вне психотического состояния. Эти болезни характеризуются не только малой интенсивностью, но и малой продолжительностью. Понятие “пограничные состояния” включает донозологические невротические расстройства, клинически оформившиеся неврозоподобные реакции и состояния, психопатии, неврозоподобные и психопатоподобные нарушения при соматических заболеваниях и др.
В отличие от психопатии, при неврозах страдает лишь часть личности, сохраняется критическое отношение к болезни, определяющее воздействие принадлежит прижизненным средовым влияниям.

Психозы – глубокое расстройство психики, проявляюшщееся в нарушении
отражения реального мира, возможности его познания, изменения поведения и
отношения к окружающему. П.развиваются чаще всего после шоковых,
сверхсильных психических травм (угроза жизни и т.д.). При психозах
отсутствует личностная переработка психотравмы.

Характерные признаки бреда при патохарактерологическом развитии личности.
Патохарактерологическое (анормальное) развитие личности возникают под влиянием хронической психогенной травматизации, неправильного воспитания и других неблагоприятных социально-психологических факторов.
Виды бреда у больных эпилепсией.
Эпилепсия – Полиэтологическое заболевание, ведущая роль- генетические факторы, воздействие на ЦНС. Интеллектуальные нарушения, психоорганический синдром, личностные и невротические реакции, психотические расстройства.
Замедленность, тугоподвижность всех психических процессов. Как правило возникает сумеречные помрачнения сознания, по окончании которого остается резиудальный (утративший актуальность) бред, содержание которого основано на отрывочных воспоминаниях периода помрачненного сознания. Бред отличается конкретностью, простотой и обыденностью содержания. Бред – обусловленные болезнью неправильные, не соответствующие истинному положению вещей суждения и умозаключения, которые не поддаются влиянию разубеждения и нарушают адаптацию больного к среде.


9. Метод пиктограмм и его использование в патопсихологии.
Метод пиктограмм (описание по Блейхеру)
Эта методика предложена Л. С. Выготским и разработана как один из методов опосредованного запоминания. В отличие от предложенной А. Н. Леонтьевым методики опосредованного запоминания при образовании пиктограммы представляются значительно большие возможности для исследования ассоциативного процесса.
Пиктограмма - образ, создаваемый обследуемым для опосредованного запоминания. Таким образом, с помощью методики пиктограмм мы изучаем самостоятельную мыслительную продукцию больных. Здесь особенно явно выступают нарушения мышления, что объясняется малой предопределенностью, меньшим регламентированием процессов мышления условиями опыта (Ю.Ф. Поляков, 1969; С.В. Лонгинова, 1972), тогда как в методике А.Н. Леонтьева выбор образов для опосредования ограничен исследующим.
Методика очень проста. Обследуемому дают листок чистой бумаги и карандаш и говорят, что сейчас он услышит слова, для запоминания которых он должен сделать какой-нибудь несложный рисунок. Инструкцией предусматривается, что качество рисунка никакой роли не играет, так как иногда обследуемые ссылаются на неумение рисовать. Кроме того, обследуемого предупреждают, что совершенно недопустимо для запоминания прибегать к словесным или буквенным обозначениям.
Стандартная интрукция: " Я буду называть слова и словосочетания, которые необходимо запомнить. Для того, чтобы облегчить себе запоминание, на каждое слово нарисуйте себе рисунок, картинку, все равно какую, но так, чтобы этот рисунок помог Вам вспомнить нужное слово. Качество рисунка не имеет никакого значения, нужно лишь, чтобы он помог Вам запомнить. Слова и буквы писать запрещается".
Слова, к которым образуются вспомогательные рисунки-пиктограммы, подготавливаются заранее. При этом учитывается возраст обследуемого, уровень его культурного развития. Обычно вначале называют слова более конкретного содержания, а затем, убедившись, что исследуемому доступно выполнение задания, переходят к абстрактным словам, например: веселый праздник, тяжелая работа, вкусный ужин, болезнь, печаль, счастье, любовь, развитие, разлука, обман, победа, подвиг, вражда, справедливость, сомнение, дружба.
Порядок проведения: зачитывается первое слово, после чего следует пауза, во время которой испытуемый должен сделать рисунок, после того как рисунок закончен, зачитывается следующее слово. Когда все слова нарисованы, первый этап исследования завершается. Второй этап исследования проводится через 30-60 минут.

Для проведения повторных обследований по методике пиктограмм исследующий должен располагать параллельными наборами понятий, используемых для опосредования. Всего обследуемому называют 10-15 слов. Обязательно нужно включать слова, имеющие значительный эмоциональный подтекст.
В протоколе опыта записываются рассуждения больного, объясняющие связь между словом и рисунком. Впоследствии обследуемого просят по рисункам воспроизвести соответствующие слова. По результатам выполнения задания судят об уровне процессов обобщения и отвлечения: может ли обследуемый обозначать слово символом, насколько возрастают при этом его затруднения, когда опосредуются слова абстрактного характера. Не менее важно установить характер ассоциаций, которыми руководствуется обследуемый при подборе пиктограмм,- соответствие пиктограммы заданному слову, чрезмерная конкретность ассоциаций или, наоборот, их чрезвычайно абстрактный, условно-символический характер, наличие ассоциаций по «слабому» признаку. Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние обследуемого.
Как уже указывалось, по результатам исследования можно судить о логической памяти обследуемого - насколько опосредование слов в зрительных образах помогает запомнить их.
Представляет интерес модификация методики пиктограмм, предложенная Б.Г. Херсонским (1979, 1981, 1982). Изменения внесены не столько в проведение исследования, сколько в интерпретацию получаемых данных. Методика стандартизована, для проведения исследования автор применял неизменный набор из 16 понятий. С помощью ретестирования устанавливается возможность продуцирования различных категорий рисуночных образов, замены менее адекватных на более соответствующие заданному понятию. Автор в плане интерпретации пиктограмм взял критерии, близкие к используемым в тесте Роршаха (обе эти методики использовались им параллельно). При классификации пиктограмм по качественным характеристикам учитываются следующие факторы: абстрактность (конкретные и атрибутивные образы, метафорическая, геометрическая, графическая и грамматическая символика), фактор индивидуальной значимости, фактор частоты (различаются стандартные, оригинальные и повторяющиеся образы), фактор адекватности. С помощью указанных факторов проводится формализованная оценка рисуночных образов.
Интерпретация пиктограмм, по Б.Г. Херсонскому, включает и оценку количественных соотношений. Здесь учитываются количественные соотношения образов различного типа, количество индивидуально значимых и адекватных образов.
Представляют интерес выделенные Б.Г. Херсонским особые феномены, мало поддающиеся формализации. Это шоковые реакции, выражающиеся в прямом (речевом или мимическом) выражении неудовольствия либо в парадоксальных высказываниях типа «какое прекрасное слово...», «это интересно...». Шоковые реакции рассматриваются автором как проявление тормозящего действия аффекта на мыслительную деятельность. Отказ от выбора образа чаще всего встречается при предъявлении обследуемому наиболее сложных для опосредования понятий. Употребление буквенных Обозначений вопреки инструкции является либо выражением недостаточности активного внимания, либо - негативистических тенденций.
Под неформализуемыми образами понимаются и пиктограммы, основанные на ассоциациях посозвучию, на выхолощенных символах, на подборе нескольких рисуночных образов к одному понятию. Феномен единой системы заключается в том, что при построении следующей пиктограммы обследуемый использует предыдущую, трансформируя ее. Иногда это приводит к тому, что все пиктограммы в процессе исследования оказываются взаимосвязанными. Феномены «замены» и «возврата» заключаются в том, что при предъявлении нового понятия для опосредования обследуемый пытается заменить предыдущую пиктограмму либо графически ее дорабатывает. Эти феномены рассматриваются автором как проявление тревоги. Феномен упорядоченности пиктограммы предполагает наличие сложной графической характеристики, проявляющейся в выборе соответственно заданию и размеру листа рисунка, в соблюдении приблизительно одинаковых размеров рисунков и расстояний между ними. Этот феномен отражает способность к планированию и самоконтролю в ситуации исследования и наиболее часто встречается при ананкастных и субдепрессивных состояниях. Органический графический симптомокомплекс заключается в наклоне рисунка более чем на 5° от вертикальной оси, в наличии дрожащих, несовпадающих и пересекающихся линий. Этот феномен, по данным автора, высокоспецифичен для больных с органическими поражениями головного мозга.
Если в целом модификация Б. Г. Херсонским методики пиктограмм предназначена для целенаправленного научного исследования, то выделенные им при этом количественные и качественные показатели и особые феномены могут оказаться высокозначимыми, полезными и при интерпретации данных исследования, проводимого в целях индивидуальной нозологической диагностики.

10. Искажение процесса обобщения. Экспериментальные факты и их теоретическая интерпретация.
Обобщение понятий
Обобщение понятий — логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается понятие более широкого объема, но меньшего содержания. Например, «доверенность» -> «документ» -> «деловая бумага»; МГУ->Государственный университет->Университет->ВУЗ->Учебное заведение->Заведение->Организация
Обобщение, форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира, что обычно соответствует и переход на более высокую ступень абстракции. «Мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов, и формулирование такого вывода, который распространяется на каждый отдельный предмет данного класса.»[1]
Пример: переход от наблюдения над совокупностями индивидуализированных объектов к мысленному их разбиению на классы равночисленных совокупностей и далее к понятию натурального числа.
Проблема научно-теоретического обобщения
Проблема научно-теоретического обобщения состоит в следующем. Отличается ли научно-теоретическое обобщение (понятие), претендующее на всеобщность и необходимость, от любого эмпирически-индуктивного «обобщения»?
Сложности, здесь возникающие, остроумно обрисовал Б. Рассел в виде короткой притчи:
Живет в курятнике курица, каждый день приходит хозяин, приносит ей зернышек поклевать, курица, несомненно, сделает отсюда вывод: появление хозяина связано с появлением зернышек. Но в один прекрасный день хозяин явится в курятник не с зернышками, а с ножом, чем убедительно и докажет курице, что ей не мешало бы иметь более тонкое представление о путях научного обобщения…
Обобщение как задача искусственного интеллекта
Формулирование задачи было сделано Ф. Розенблаттом.
В эксперименте по «чистому обобщению» от модели мозга или перцептрона требуется перейти от избирательной реакции на один стимул (допустим, квадрат, находящийся в левой части сетчатки) к подобному ему стимулу, который не активизирует ни одного из тех же сенсорных окончаний (квадрат в правой части сетчатки). К обобщению более слабого вида относится, например, требование, чтобы реакции системы распространялись на элементы класса подобных стимулов, которые не обязательно отделены от уже показанного ранее (или услышанного, или воспринятого на ощупь) стимула.
Так же как и в случае экспериментов по различению, и в этом случае можно исследовать спонтанное обобщение, при котором критерии подобия не вводятся извне или не навязываются экспериментатором, и принудительное обобщение, при котором экспериментатор с помощью соответствующей процедуры «обучает» систему понятию подобия.

11. Патосихологическая характеристика резонерства.
Резонёрство — один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, рассуждательством с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса.
По классификации нарушений мышления Б. В. Зейгарник, резонёрство (наряду с разноплановостью и разорванностью) относится к категории нарушений мотивационно-личностного компонента мышления.
Клиническая феноменология
Резонёрство — «склонность к бесплодному мудрствованию», «словесная опухоль» (И. П. Павлов). Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения. Если больной с обстоятельностью стремится максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациентов с резонёрством не важно, понял их собеседник или нет. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление становится аморфным, лишенным чёткого содержания. Обсуждая простые бытовые вопросы, больные затрудняются точно сформулировать предмет разговора, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии). Подобная склонность к пространным бесплодным философским рассуждениям часто сочетается с нелепыми абстрактными увлечениями (метафизической интоксикацией).
Психологические исследования
Таким образом, с точки зрения клинической психиатрии резонёрство является патологией собственно мышления, однако психологические исследования (Т. И. Тепеницына) показали, что это нарушение не столько интеллектуальных операций, сколько личности в целом (повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже самое незначительное явление под какую-то «концепцию»).
Исследования показали, что «…неадекватность, резонёрство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к „оценочным суждениям“» (Зейгарник Б. В., 1987). Аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонёрское (поэтому то, что описывается в учебниках по психопатологии, выглядит так блекло — нет эмоциональности интонаций).
Типы резонёрства при различной психической патологии
Шизофреническое (классическое) резонёрство
Аффективно насыщено, есть потребность «что-то поведать миру». Склонность больного к выражению абстракции по отношению к мелкому объекту суждения; претенциозно-оценочная позиция. Больной вещает! Особый пафос, особая лексика, особые обороты, особая позиция говорящего, особая пафосная интонация при «мелкотемье» в содержании монолога. Больные-резонеры склонны писать трактаты.
В патопсихологическом обследовании. Пример: объяснение пословиц. «Не все то золото, что блестит». Больная: «Это значит, что надо обращать внимание не на внешность, а на внутреннее содержание», и тут же добавляет: «Но все же я должна сказать, что с точки зрения диалектики, это не совсем правильно, ведь существует же единство формы и содержания, значит, надо обратить внимание и на внешность».
Резонёрство в норме возникает в сложной и эмоционально-значимой ситуации (напр., на экзамене) и зачастую произвольно или полупроизвольно; в патологии же все наоборот: резонёрство возникает вне зависимости от трудности заданий и эмоциональной нагруженности ситуации.
Эпилептическое резонёрство
Иное, чем при шизофрении. Оно более сходно с резонёрством нормальных людей: возникает в процессе диалога, носит компенсаторный характер. Отличие от нормы: выраженная потребность говорить с яркой аффективной окраской высказывания, с особой лексикой — морализаторство, нравоучение.
Органическое резонёрство
Наиболее сходно с резонёрством у здоровых людей: все адресовано партнеру, возникает в ситуации затруднений. Главная особенность: комментирующий характер; резонёрство наблюдается во вне, вынесение в план громкой речи отдельных этапов выполняемой программы. Пример: резонёрство при выполнении пробы «Доски Сегена».
Следует также отметить наличие резонёрства при некоторых расстройствах личности. В первую очередь, оно наблюдается при истероидном (гистрионном) расстройстве личности и при шизоидном.

12. Нарушения психической деятельности при шизофрении.
У человека, больного шизофренией, могут отмечаться дезорганизация мышления и речи, их необычность, слуховые галлюцинации, бредовые идеи. В силу ряда причин заболевание часто сопровождается социальной изоляцией, ему сопутствуют нарушение социального познания и параноидальная симптоматика, связанная с бредом и галлюцинациями, а также негативные симптомы: апатия и абулия. В редких случаях пациент может сохранять молчание, застывая в странных позах либо, наоборот, впадать в состояние бесцельного возбуждения: это признаки кататонии. Ни один из признаков, взятый в отдельности, не является достаточным для диагностики шизофрении, так как все они могут сопутствовать иным патологическим состояниям. Согласно существующей классификации психозов, симптомы шизофреноподобного психоза должны присутствовать как минимум в течение месяца на фоне расстройства функционирования, длящегося не менее полугода; менее длительные эпизоды относят к шизофреноформному расстройству.
Чаще всего шизофрения начинается в позднем подростковом возрасте или в начальном периоде взрослой жизни, нередко нанося серъезный ущерб личности человека на важнейшем этапе социального и профессионального развития. В последние годы проводится обширная исследовательская работа по ранней диагностике пред-дебютных (продромных) признаков заболевания с целью минимизации его вредного воздействия. Показано, что до 30 месяцев до появления явных симптомов, а в некоторых случаях и ранее, возможно обнаружение продрома. В этом периоде у будущих больных могут проявляться неспецифические признаки — социальная изоляция, раздражительность и дисфория. По мере приближения психоза у них возникают транзиторные (кратковременные) или ограниченные психотические симптомы.

13. Нарушения критичности у психически больных.
Критичность - (греч. kritike - искусство разбирать, судить). 1. Одно из свойств нормальной психической деятельности, способность осознавать свои ошибки, умение оценивать свои мысли, взвешивать доводы за и против выдвигающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке [Рубинштейн С.Л., 1958; Теплов Б.М., 1946]. По Б.В. Зейгарник [1986], К. состоит в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с условиями реальности. Некритичность мышления в ситуации патопсихологического эксперимента характеризуется утратой контроля над интеллектуальными процессами (См. Блейхера-Худика методика исследования критичности мышления) . 2. Критичность (вернее, некритичностъ) в отношении своих болезненных переживаний - бреда, галлюцинаций. Такая некритичность наблюдается и при грубых органических поражениях лобных отделов головного мозга. Некритичность проявляется и в отсутствии рассудительного отношения к своему состоянию у психически больных, анозогнозии.

14. Значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского для патопсихологии.
На II Психоневрологическом съезде (1924 год) впервые выступил Л. С. Выготский, поднявший голос против механистического выхолащивания из психологии психического образа. В дальнейшем, сам Л. С. Выготский руководил патопсихологической лабораторией при Московском отделении ВИЭМ на базе клиники им. С. С. Корсакова, в которой работали психологи Г. В. Биренбаум, Б. В. Зейгарник и др. Экспериментальные исследования психологии умственной отсталости послужили Л. С. Выготскому материалом для построения теории о связи познавательной и мотивационной сфер в принципиальной дискуссии с К. Левином (о связи интеллекта и аффекта).
Л.С. Выготский был первым, кто принципиально увязал процесс регуляции с опосредованием поведения. Указывая, что специфика человеческой психики обусловлена общественно- историческими условиями, он подчеркивал ее опосредованный характер. Практическая неразработанность этого положения в общей психологии с особой очевидностью, на наш взгляд, выступает при анализе материала патологии.
Процесс опосредования совершается на разных уровнях психического отражения и зависит от многих детерминант: от содержания выполняемой деятельности, от ситуации, в которую данная деятельность включена, от целей, которые ставит перед собой человек, от степени иерархизации его мотивов, от самооценки, от восприятия людей, с которыми человек вступает в общение, от направленности личности.
Опосредование выявляется уже на уровне операций. Известно, что необходимость лучшего запоминания материала приводит к оперированию знаками, символами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). В этом случае опосредование приобретает характер "вспомогательный": оно служит другой деятельности — деятельности запоминания. Однако уже на данном уровне опосредование не должно быть понято упрощенно. Поиск и применение "вспомогательных средств" содержат в себе регулятивную функцию. Указывая на необходимость различения понятий орудия и знака, Л. С. Выготский подчеркивал, что "знак ничего не меняет в объективной психологической операции, он есть средство для психологического воздействия на поведение свое или чужое, средство внутренней деятельности, направленное на овладение самим человеком. Знак направлен внутрь".
Опосредованность как устойчивое свойство личности должна учитываться при проведении психологического эксперимента. Это особенно касается патопсихологического исследования, где первостепенное значение приобретает необходимость анализа целостной личности. Это требование непосредственно вытекает из положения Л. С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Л. С. Выготский всегда подчеркивал, что анализ интеллекта без учета аффекта означает закрытие возможности исследовать сам интеллект.
При исследовании распада психики часто приходится не ограничиваться одним каким-нибудь методом, а применять комплекс методических приемов, имеет свой смысл и свое обоснование.
Для понимания природы мыслительной деятельности большое значение имеет исследование ее генезиса. Психические свойства формируются в процессе онтогенетического развития. Толкование психических процессов, в том числе и мышления, как внутренних духовных свойств, как замкнутых в себе духовных функций пытался своими исследованиями опровергнуть Л. С. Выготский. Он неоднократно высказывал мысль, что психические процессы возникают в совместной деятельности людей и в их общении друг с другом. Действие, сначала разделенное между двумя людьми, становится способом собственного поведения человека.
Установленные и обобщенные в прежнем опыте системы связей не аннулируются, образование обобщения идет не только путем заново совершаемого обобщения единичных предметов, а путем обобщения прежних обобщений (Л. С. Выготский). Обобщение дано в системе языка, который служит передаче общечеловеческого опыта и позволяет выйти за пределы единичных впечатлений.
Направленность экспериментально-психологических приемов на раскрытие качественной характеристики психических нарушений с особенной необходимостью выступает при исследовании аномальных детей. Уже в 1930-х гг. Л. С. Выготский и Ж. И. Шиф обнаружили, что умственно отсталый ребенок, усваивающий наглядные системы связей, не в состоянии систематизировать свой опыт на основе обобщения и отвлечения. Структура связей, кроющихся за словами, оказывается у умственно отсталого ребенка измененной. При любой степени психического недоразвития или заболевания всегда происходит дальнейшее (пусть замедленное или искаженное) развитие ребенка. Психологический эксперимент не должен ограничиваться установлением структуры уровня психических процессов больного ребенка, он должен выявить прежде всего его потенциальные возможности.
Как известно, это указание было впервые сделано еще в1930-х гг.. Л. С. Выготским в его положении о "зоне ближайшего развития". В своей работе "Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте" он пишет, что состояние умственного развития ребенка может быть определено по меньшей мере с помощью выяснения двух его уровней: уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Под "зоной ближайшего развития" Л. С. Выготский понимает те потенциальные возможности ребенка, которые самостоятельно, под влиянием тех или иных условий, не выявляются, но которые могут быть реализованы с помощью взрослого.
Существенным, по мысли Л. С. Выготского, является не только то, что ребенок может и умеет делать самостоятельно, но то, что он умеет делать с помощью взрослого. Умение ребенка перенести усвоенные с помощью взрослого способы решения задачи на действия, которые он выполняет самостоятельно, является главным индикатором его умственного развития. –Поэтому психическое развитие ребенка характеризуется не столько его актуальным уровнем, сколько уровнем его ближайшего развития. Решающим является "расхождение между уровнем решения задач, доступных под руководством, при помощи взрослых, и уровнем решения задач, доступных в самостоятельной деятельности".
Это положение Л.С. Выготского определяет принципы построения психологического эксперимента применительно к аномальным детям.
В настоящее время в патопсихологии детского возраста разрабатываются методы коррекции патологических явлений. Нахождение этих коррекционных путей требует не только знаний возрастных особенностей ребенка и анализа их отклонений, но и осуществления, по выражению Д. Б. Эльконина, "контроля за ходом психического развития детей". В качестве одного из таких коррекционных методов выступает игровая деятельность. Исходя из того, что игра "ведет за собой развитие" (Л. С. Выготский), в детской патопсихологии делается попытка нахождения адекватных приемов для коррекции искаженной игры (В. В. Лебедянский, А. С. Спиваковская, О. Л. Раменская). Эти коррекционные приемы служат одновременно для диагностических целей.
Однако в процессе жизнедеятельности человека соотношение причин и условий меняется, первичные и вторичные синдромы, о которых говорил Л. С. Выготский, переплетаются и меняются местами. Нарушение личности происходит и потому, что человек с больной центральной нервной системой живет по требованиям и нормам, предъявляемым здоровым людям.
Нарушение личности является сложнейшим пластом, где переплетаются измененные или пораженные патологические мотивы, нарушения целеполагания, меняется эмоциональное отношение к миру, к другим людям и себе, где выступают компенсаторные, адекватные и неадекватные механизмы, меры защиты, осознаваемые и неосознаваемые.
Л.С.Выготский также писал о нарушении мышления у больных шизофренией. На основании приведенных им экспериментальных исследований он высказал предположение, что у них наблюдается распад функции образования понятий — последние снижаются до уровня комплексов, т.е. конкретных смыслообразований, и что в основе этого лежит изменение значения слов.
Л. С. Выготский постоянно подчеркивал, что мысль не последняя инстанция, что сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий